* 135 космическое теософское устремление получило яркое преломление в творчестве В.В. Кандинского. Художники группы «Маковец» и в первую очередь В.Н. Чекрыгина развивали космические идеи Ф.Н. Федорова, а фантастическая живопись группы «Амаравелла» явилась своеобразным Ф завершением периода наиболее ощутимого воздействий идей философии космизма на русское искусство первой трети XX века. Полифонизм русских композиторов С.И. Танеева и А.Н. Скрябина отражает в их произведениях «небесную музыку сфер», космический ритм. Космистские идеи соборности, всемогущества человеческой воли и разума, его единства с космосом являются теоретическим основанием русской музыки конца XIX начала XX веков. Выраженная в храмовой христианской архитектуре композиция креста, вписанного в круг, является «синтезом» космоса и символом Христа как Бога, 4 проявленного на земле вселенной человека. Таким образом, идеи философии русского космизма формировались, развивались, проявлялись в фольклоре, религии, философии, науке, искусстве, представляя собой уникальный феномен русской культуры. Следует отметить, что в советские времена все многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась, замкнута в четко очерченном круге идеологических догм. Он оказался лишен своих религиозноэтнических корней и не мог оказывать значительное влияние на культурные процессы в стране «развитого социализма». Потеряв свою духовную основу, космизм фактически перестал существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение. В конце XX века в связи с медленными «перестроечными» процессами, как в обществе, так и в сознание российского человека русский космизм сегодня обретает «второе дыхание». Этому спосооствует динамика глобализационного эволюционирования мирового сообщества. |
7 них искусствоведческих, философско-эстетических работ, но и философско-концептуальный характер их художественных произведений, вследствие чего мы должны отнести их к философски мыслящим художникам. Изложенные в романах, поэмах, стихах, научно-фантастических произведениях, художественной публицистики, религиозных и религиозномистических трактатах, письмах, дневниках, взгляды поэтов, писателей, художников, несмотря на их различия, можно объединить в единый специфический художественно-интеллектуальный комплекс: стремление представить космическое всеединство как сферу радости, счастья, красоты и совершенства. Вспомним упование Ф.М. Достоевского на красоту, которая должна спасти мир. Иными словами, для всех исследуемых представителей литературы и искусства характерен преимущественно эстетический подход к решению проблемы выхода человечества из трагической «эпохи конца» и достижения желаемого единства человека и Космоса. В советские времена все многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном круге идеологических догм, русский космизм оказался лишен своих религиозно-этических корней и не мог оказывать значительное влияние на культурные процессы в стране «развитого социализма». Потеряв свою культурологическую основу, космизм фактически перестал существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение. В связи с этими событиями в диссертации рассматривается в большей мере искусство периода первой трети XX века, лишенное каких-либо идеологических запретов, впитавшее в себя некоторые идеи русских космистов и нашедшее им своеобразное выражение. Для полного представления «космических» мотивов в живописи первой трети XX века, в качестве приложения в диссертации представлены наиболее «космичные», на наш взгляд, копии живописных работ и архитектурных проектов представителен русского авангарда. |