20 1.2 Предпосылки формирования идей космизма в русской культуре У Традиция, в которой имеет место обращенность русского человека к связи его с космосом, восходит еще к поэтическим воззрениям славян на природу. Она формируется сначала в обычаях, преданиях, суевериях и поэзии русского народа. Необъятные просторы русской земли, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового, неисчислимые богатства природы и недр земли сделали русского человека особенно восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений. Именно данные обстоятельства позволили Н.Ф. Федорову говорить о том, что ширь русской земли, порождает ширь русской души, а российский простор пространства 9 нового поприща для великого подвига русского народа. При этом философ утверждал, что «постепенно, веками образовавшийся предрассудок о недопустимости небесного пространства не может быть, однако, назван изначальным»3. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Она становилась внешней силой, руководимой человеком в его жизни. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали активное участие в деятельности людей. Их волновали также вопросы о происхождении Вселенной, звездного неба, Солнца, Луны, Земли. Эти вопросы нашли отражение в знаменитой Голубиной книге, которая является ярким примером древней космологической культуры «духовным стихом» о начале всего сущего. Размышлением о субстанции мира. В ней, приобретая своеобразную форму, уже выражены основные идеи того, что сегодня понимается философией русского космизма. 1 См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Н. Забылиным: В 2 кн. М., 1996. Кн. 1-2. 2 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Предисл. А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой. М, 1995. Т. 1. С. 254. 3Там же. |
48 Глава П. Идеи философии космизма в русской литературе. § 1. Истоки русского космизма в фольклоре и литературе. Традиция усмотрения связи человека с космосом восходит еще к поэтическим воззрениям славян на природу, к тому, что фиксировалось в обычаях, обрядах, преданиях, суевериях и поэзии русского народа1. Более того, необъятные просторы русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового сделали русского человека особенно восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений. Именно данные обстоятельства позволили Н.Ф. Федорову говорить о том, что ширь русской земли порождает ширь русской души, а российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, этого нового поприща для великого подвига русского народа2. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Русских людей волновали также вопросы о происхождении Вселенной, звездного неба, Солнца, Луны, Земли. Эти вопросы нашли отражение в знаменитой Голубиной книге, ярком примере древней космологической культуры “духовном стихе” о начале всего сущего. Фольклор, как закодированная в устойчивых образах и сюжетах родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов космического отношения к Миру. Так, в величальных песнях-колядках (осколках древних празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин именуется Красным Солнышком, хозяйка Светлой Луной (Месяцем), а их дети частыми звездочками. Тем самым вся семья и дом, где она живет, как бы уподобляются части Вселенной. В народных заговорах и заклинаниях, многие из ко1См. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. 2Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в4-х томах. Т.1, М., 1995. С.254. * |