25 вселяющий уверенность в защищенности древний символ «белого света». Но еще несколько столетий после принятия христианства существовали вместе новая религия и культ «белого света», проникший даже в церковное искусство и богословие. Начиная с Х1-ХП веков устная народная традиция получила развитие в письменных источниках философского, богословского, литературного и естественнонаучного содержания. С начальной летописи начинается и космизм русской литературы.1 В летописях фиксировались астрономические явления (затмения Луны и Солнца, появление комет, иные «небесные знамения»), а также существенные климатические изменения, засухи, наводнения, землетрясения). Объяснения летописцами не давались, хотя, не подлежит никакому сомнению, что летописцы, как наиболее образованные люди своего времени, владели и книжными знаниями и народным опытом. Быстро прижились на русской почве и органично впитались в повседневную жизнь многочисленные переводы произведении изящной словесности. В «Изборнике Святослава» (1073) содержатся десятки и сотни статей на темы, волновавших христианский мир все первое тысячелетие, включая и апокрифические тексты. Самым «космическим» апокрифом является потаенная «Книга Еноха» («О вознесении Еноха праведного»). В ней настолько подробно, детально и натуралистично описано вознесение живого человека в занебесные сферы, что дало основание некоторым популяризаторам сделать вывод о том, что в «Книге Еноха» дается описание полета в Космос, подвергшиеся литературной обработке непосвященных переписчиков и редакторов (по данным гипотетической версии Еноха) в Космос забрали два инопланетянина, которые в апокрифе описываются, как «два мужа огромные» никогда на земле невиданные с горящими лицами, огненным оперением и конечностями в виде золотых (солнечных) крыльев. Во время путешествия Енох посещает семь небес (семь космических сфер), знакомится с неземными 1См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. М., 1993. |
49 торых восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропейским мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим космическим силам, дневному и ночным светилам, утренним и вечерним зорям. Начиная с Х1-ХП веков устная народная традиция получила развитие в письменных источниках философского, богословского, литературного и естественнонаучного содержания. С начальной летописи начинается и космизм русской литературы1. В летописях фиксировались астрономические явления (затмения Луны и Солнца, появление комет, иные «небесные знамения»), а также существенные климатические изменения, засухи, наводнения, землетрясения). Объяснения летописцами не давались, хотя, не подлежит никакому сомнению, что летописцы как наиболее образованные люди своего времени владели и книжными знаниями, и народным опытом . Быстро прижились на русской почве и органично впитались в повседневную жизнь многочисленные переводы произведений изящной словесности. В «Изборнике Святослава» (1073 год) содержатся десятки и сотни статей на темы, волновавших христианский мир все первое тысячелетие, включая и апокрифические тексты. Самым «космическим» апокрифом является потаенная «Книга Еноха» («О вознесении Еноха праведного»). В ней настолько подробно, детально и натуралистично описано вознесение живого человека в занебесные сферы, что дало основание некоторым популяризаторам сделать вывод о том, что в Книге Еноха дается описание полета в Космос, подвергшиеся литературной обработке непосвященных переписчиков и редакторов (по данным гипотетической версии Еноха в Космос забрали два инопланетянина, которые в апокрифе описываются, как «два мужа огромные» никогда на земле невиданные с горящими лицами, огненным оперением и конечностями в виде золотых (солнечных) крыльев. Во время путешествия Енох посещает семь небес (семь космических сфер), знакомится с неземными мирами и механизмом управления Вселенной, узнает законы движения звезд и планет. 1См. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. ■ М., 1993. |