Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 27]

« 27 картины мира.
Только в XVII веке на Руси появляется переводной трактат «Зерцало всея вселенная», где содержатся изложенные теории Коперника.
С XVI века известно еще одно переводное сочинение уже западноевропейского происхождения «Луцидариус» (дословно «Просветитель»), вошедшее в круг русского чтения на Руси и сохранившее свое влияние на книгочеев вплоть до появления работ профессиональных ученых.
Кроме того, начиная с XIV века в России получила распространение астрология.
Она пришла в Россию с Запада в виде разного рода переводных трактатов, поэтому она не признавалась официальной церковью, а рассматривалась
как еретические писания.
Тем не менее, она легко усваивалась на бытовом уровне поскольку совпадала с исконно народными представлениями о роли звезд и светил в человеческой жизни.

Нил Сорский (1433-1508) убеждает в том, чтобы найти космос в своей душе и своем уме каждому человеку.
Для этого он призывает к тому, чтобы душа не поработилась ощущениями, а ум был очищен от лукавых помыслов.
Разумение —вот, что приводит к открытию богооткровенной тайны.
Но уже в XVI веке православный писатель М.
Грек отчетливо разделял, проводил границы между «звездозрительной прелестью» (астрологией) и «небесным видением» (точной астрономией).щ * Об уровне знаний и широком мировоззрении русских людей можно судить по «Азбуковникам» (по существу русским толковым словарям) XVIXVII веков.
Здесь содержалась масса сведений о видимом и невидимом мирах, материи и природных стихиях, движении звезд и планет.
Глубокий философский смысл вкладывался в понятие «человек», рассматриваемое в конечном счете как единство микрокосмоса и макрокосмоса: «Человек есть весь мир».

I В XVIII веке в России возникли реальные предпосылки для распространения нового, космического мировоззрения, которое захватило лучшие европейские умы после коперниковскои революции и нашло горячих Русская философская
[стр. 50]

50 Образованный русский читатель черпал свои представления о космосе из таких фундаментальных философско-богословских сочинений, как переводе чрезвычайно популярного на Руси «Шестоднева» Иоанна Экзарха Болгарского, где помимо теологических и естественнонаучных знаний о строении и происхождении Вселенной содержалось весьма смелое допущение о возможности сотворения «десятка тысяч», таких, что зовутся миром» вселенных.
Укреплению космистского мировоззрения во многом способствовали и научные идеи о цикличности времени, сформулированные на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца и точных математических расчетов в первом русском календарном своде, принадлежавшим Кириллу После полной христианизации Руси представление о Космосе резко меняется.
Человек верит в библейское Откровение.
Оно удостоверяет действительность Отсюда взгляд на мир с некоторого расстояния, и новая позиция по отношению к нему.
Тем самым становится возможной немыслимая прежде трансформация человеческого бытия.
Традиционные народные и проистекающие из глубокой древности взгляды на мироустройство долгое время находились в противоречии с официальной книжной космологией, где господствовала птолемеевская геоцентрическая модель Вселенной, а закон Космоса выводился из библейской картины мира.
Только в ХУЛ веке на Руси появляется переводной трактат «Зерцало всея вселенная», где содержатся изложенные теории Коперника.
С XVI века известно еще одно переводное сочинение уже западноевропейского происхождения «Луцидариус» (дословно «Просветитель»), вошедшее в круг русского чтения на Руси и сохранившее свое влияние на книгочеев вплоть до появления работ профессиональных ученых.
Кроме того, начиная с XIV века в России получила распространение астрология.
Она пришла в Россию с Запада в виде разного рода переводных трактатов, поэтому она не признавалась официальной церковью, а рассмат


[стр.,51]

51 ривалась как еретические писания.
Тем не менее она легко усваивалась на бытовом уровне, поскольку совпадала с исконно народными представлениями о роли звезд и светил в человеческой жизни.

Но уже в XVI веке православный писатель М.Грек отчетливо разделял, проводил границы между «звездозрительной прелестью» (астрологией) и «небесным видением» (точной астрономией).
Об уровне знаний и широком мировоззрении русских людей можно судить по «Азбуковникам» (по существу русским толковым словарям) XVIXVII веков.
Здесь содержалась масса сведений о видимом и невидимом мирах, материи и природных стихиях, движении звезд и планет.
Глубокий философский смысл вкладывался в понятие «человек», рассматриваемое в конечном счете как единство микрокосмоса и макрокосмоса: «Человек есть весь мир»1.

В ХУШ веке в России возникли реальные предпосылки для распространения нового, космического мировоззрения, которое захватило лучшие европейские умы после коперниковской революции и нашло горячих пропагандистов в лице Д.Бруно, И.Кеплера, Д.Уилкинса, Т.Мора, Г.Лейбница.
Это мировоззрение в первую очередь характеризовалось ярко выраженной антигеоцентрической направленностью и убеждением в безграничности творческих возможностей человека.
Благодаря появлению в 1717 году русского перевода “Книги мировоззрения” (“Космотеороса”) Х.Гюйгенса, в России получила известность не только гелиоцентрическая система мира, но и учение об обитаемости планет и сюжет космического путешествия.
В 1740 году вышел перевод “Бесед о множестве миров” Б.Фонтенелля, где проводились аналогичные идеи.
Эти книги положили начало изданию целой серии сочинений, преимущественно переводных, посвященных обитаемости небесных тел, космическим полетам одним словом, в различной форме пропагандировавших новое мировоззрение.
Таковы, в частности, анонимный “Сон”, “Микромегас” Вольтера, “Галилеево сновидение” и другие.
В середине 1Громов М.Н., Козлов Н.С.
Русская философская мысль Х-ХУП веков.
М., 1990.
С.
183.

[Back]