Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 28]

28 пропагандистов в лице Д.
Бруно, И.
Кеплера, Дж.
Уилкинса, Т.
Мора, Г.
Лейбница.
Это мировоззрение в первую очередь характеризовалось ярко выраженной антигеоцентрической направленностью
безграничности творческих возможностей человека.
и убеждением в Благодаря появлению в 1717 году русского перевода «Книги трения» («Космотеороса») Христиан Гюйгенса (1629-1695), в России ♦ получила известность не только гелиоцентрическая система мира, но и учение об обитаемости планет и сюжет космического путешествия.
В 1740 году вышел перевод
«Бесед о множестве миров» Бернар Ле Бовье Фонтенеля (1657-1757), где проводились аналогичные идеи.
Эти книги положили начало изданию целой серии
сочинении, преимущественно переводных посвященных Ф л обитаемости небесных тел, космическим полетам одним словом, в различной форме пропагандировавших новое мировоззрение.
Таковы, в частности, анонимный
«Сон», «Микромегас» Вольтера, «Галилеево сновидение» и другие.
В середине XVIII века появляется первое в России оригинальное художественное произведение, направленное против геои антропоцентрических представлений сатира Ф.И.
Дмитриева-Мамонтова
«Дворянинфилософ» (1769).
Представляется весьма знаменательным, что уже в 1804 году в первом калужском журнале
«Урания» основные идеи космического мировоззрения нашли философское отражение.
Существенное влияние на формирование космической идеи и складывание космизма: уже не только как культурологического, но и научного феномена оказала классическая русская литература: величественный образ Вселенной и ее неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество многих корифеев отечественной поэзии и прозы последних трех веков.
В
XVIII веке появляется первый в России социально-фантастический, утопический роман М.М.
Щербатого «Путешествие в землю Офирскую г-на С...,
швецкаго дворянина».
Вслед этому В.А.
Левшин публикует роман уже на тему «космических путешествий» «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве».
Попытки понять и в художественной форме осмыслить
[стр. 51]

51 ривалась как еретические писания.
Тем не менее она легко усваивалась на бытовом уровне, поскольку совпадала с исконно народными представлениями о роли звезд и светил в человеческой жизни.
Но уже в XVI веке православный писатель М.Грек отчетливо разделял, проводил границы между «звездозрительной прелестью» (астрологией) и «небесным видением» (точной астрономией).
Об уровне знаний и широком мировоззрении русских людей можно судить по «Азбуковникам» (по существу русским толковым словарям) XVIXVII веков.
Здесь содержалась масса сведений о видимом и невидимом мирах, материи и природных стихиях, движении звезд и планет.
Глубокий философский смысл вкладывался в понятие «человек», рассматриваемое в конечном счете как единство микрокосмоса и макрокосмоса: «Человек есть весь мир»1.
В ХУШ веке в России возникли реальные предпосылки для распространения нового, космического мировоззрения, которое захватило лучшие европейские умы после коперниковской революции и нашло горячих пропагандистов в лице Д.Бруно, И.Кеплера, Д.Уилкинса, Т.Мора, Г.Лейбница.
Это мировоззрение в первую очередь характеризовалось ярко выраженной антигеоцентрической направленностью
и убеждением в безграничности творческих возможностей человека.
Благодаря появлению в 1717 году русского перевода
“Книги мировоззрения” (“Космотеороса”) Х.Гюйгенса, в России получила известность не только гелиоцентрическая система мира, но и учение об обитаемости планет и сюжет космического путешествия.
В 1740 году вышел перевод
“Бесед о множестве миров” Б.Фонтенелля, где проводились аналогичные идеи.
Эти книги положили начало изданию целой серии
сочинений, преимущественно переводных, посвященных обитаемости небесных тел, космическим полетам одним словом, в различной форме пропагандировавших новое мировоззрение.
Таковы, в частности, анонимный
“Сон”, “Микромегас” Вольтера, “Галилеево сновидение” и другие.
В середине 1Громов М.Н., Козлов Н.С.
Русская философская мысль Х-ХУП веков.
М., 1990.
С.
183.


[стр.,52]

52 ХУШ века появляется и первое в России оригинальное художественное произведение, направленное против геои антропоцентрических представлений сатира Ф.И.Дмитриева-Мамонтова “Дворянин-философ” (1769).
Представляется весьма знаменательным, что уже в 1804 году в первом калужском журнале
“Урания” основные идеи космического мировоззрения нашли философское отражение.
Существенное влияние на формирование космической идеи и складывание космизма: уже не только как культурологического, но и научного феномена оказала классическая русская литература: величественный образ Вселенной и ее неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество многих корифеев отечественной поэзии и прозы последних трех веков.
В
ХУШ веке появляется первый в России социально-фантастический, утопический роман М.М.Щербатого «Путешествие в землю Офирскую г-на С..., швецкого дворянина».
Вслед этому В.А.Левшин публикует роман уже на тему «космических путешествий «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве».
Попытки понять и в художественной форме осмыслить
космическую судьбу человечества, многообразие его связей с окружающим миром особенУ— ^ ^ ным ооразом проявляется в развитии русской поэзии.
Русская философская поэзия задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э.Циолковского, В.И.
Вернадского, А.Л.Чижевского выразила чувство планетарного сознания, глубокой органической связи со Вселенной.
Философская поэзия воплотила совершенно особое восприятие мира, не укладывающееся в тесные рамки строго логического осмысления познания.
Интуитивно, силой художественного отображения и предчувствия она, преодолевая видимость явлений, их внешнее обличие, проникала в^глубь процессов, совершавшихся во Вселенной1.
Русская философская поэзия выступала как форма неофициальной, внеуниверситетской философии, она выражала идеи, которые не всегда и не 1Новиков А.И.
История русской философии.
СПб, 1998.
С.
178.

[Back]