Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 29]

29 космическую судьбу человечества, многообразие его связей с окружающим миром особенным образом проявляется в развитии русской поэзии.
» Русская философская поэзия задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э.
Циолковского, В.И.
Вернадского, А.Л.
Чижевского выразила чувство планетарного сознания, глубокой органической связи с Вселенной.
Философская поэзия воплотила совершенно особое восприятие мира, не укладывающееся в тесные рамки строго логического осмысления познания.
Интуитивно, силой художественного отображения и предчувствия она, преодолевая видимость явлений, их внешнее
обличив, проникала в глубь процессов, совершавшихся во Вселенной.1 Русская философская поэзия выступала как форма неофициальной, внеуниверситетской философии, она выражала идеи, которые не всегда и не сразу становились объектом академической философии.
Так было и в середине XVIII
века и XIX веке, когда именно в философской поэзии поднимались глубочайшие вопросы бытия, духовного мира человека, который подчас игнорировался в ожесточенной полемике радикалов и консерваторов.
Так было на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда идеи русского религиознофилософского Ренессанса с не меньшей силой, чем в философских трактатах, воплотились в поэзии символизма и акмеизма.
Так было и в середине нашего века, когда не только в официальной литературе «социалистического реализма», но и в официальной философии игнорировались многие коренные философские проблемы смерть и бессмертие, неповторимость душевного мира человека.
Традиционная для литературы тема «человек и природа» трансформируется в философской поэзии в более глобальную «человек и мир, человек и космос».
Вселенная, светила и звезды, свет и Солнце, пространство и время, бесконечность и вечность
излюбленные темы русской поэзии, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).
Если в «Вечернем размышлении о Божием Величестве» Новиков А.И.
История русской философии / Под ред.
Ю.Н.
Солонина.
СПб., 1998.
С.
178.
[стр. 52]

52 ХУШ века появляется и первое в России оригинальное художественное произведение, направленное против геои антропоцентрических представлений сатира Ф.И.Дмитриева-Мамонтова “Дворянин-философ” (1769).
Представляется весьма знаменательным, что уже в 1804 году в первом калужском журнале “Урания” основные идеи космического мировоззрения нашли философское отражение.
Существенное влияние на формирование космической идеи и складывание космизма: уже не только как культурологического, но и научного феномена оказала классическая русская литература: величественный образ Вселенной и ее неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество многих корифеев отечественной поэзии и прозы последних трех веков.
В ХУШ веке появляется первый в России социально-фантастический, утопический роман М.М.Щербатого «Путешествие в землю Офирскую г-на С..., швецкого дворянина».
Вслед этому В.А.Левшин публикует роман уже на тему «космических путешествий «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве».
Попытки понять и в художественной форме осмыслить космическую судьбу человечества, многообразие его связей с окружающим миром особенУ— ^ ^ ным ооразом проявляется в развитии русской поэзии.
Русская философская поэзия задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э.Циолковского, В.И.
Вернадского, А.Л.Чижевского выразила чувство планетарного сознания, глубокой органической связи со Вселенной.
Философская поэзия воплотила совершенно особое восприятие мира, не укладывающееся в тесные рамки строго логического осмысления познания.
Интуитивно, силой художественного отображения и предчувствия она, преодолевая видимость явлений, их внешнее
обличие, проникала в^глубь процессов, совершавшихся во Вселенной1.
Русская философская поэзия выступала как форма неофициальной, внеуниверситетской философии, она выражала идеи, которые не всегда и не
1Новиков А.И.
История русской философии.
СПб, 1998.
С.
178.


[стр.,53]

53 сразу становились объектом академической философии.
Так было и в середине XVIII
и XIX веков, когда именно в философской поэзии поднимались глубочайшие вопросы бытия, духовного мира человека, который подчас игнорировался в ожесточенной полемике радикалов и консерваторов.
Так было на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда идеи русского религиознофилософского Ренессанса с не меньшей силой, чем в философских трактатах, воплотились в поэзии символизма и акмеизма.
Так было и в середине нашего века, когда не только в официальной литературе «социалистического реализма», но и в официальной философии игнорировались многие коренные философские проблемы смерть и бессмертие, неповторимость душевного мира человека.
Традиционная для литературы тема «человек и природа» трансформируется в философской поэзии в более глобальную «человек и мир, человек и космос».
Вселенная, светила и звезды, свет и Солнце, пространство и время, бесконечность и вечность
М.В.Ломоносова.
(1711-1765) темы русской поэзии, начиная с Если в размышлении о Божием Величестве» М.В.Ломоносова просто фиксируется бесконечность и беспредельность мира («Открылась бездна, звезд полна; // Звездам нет числа, бездне дна»), то у Державина (1743 уже ставится вопрос о взаимоисключающем единстве жизни и смерти: «Где стол был яств, там гроб стоит», а своим знаменитым: «Я царь я раб я червь я бог» он уже говорит о единстве божественного, природного, человеческого.
Космическая тема в творчестве Державина занимала значительное место («Ода на смерть князя Мещерского», «Бог», «Гром», «Водопад»), Воистину космическая сопричастность вечно текущему бытию рождается при раскрытии единства человека и мироздания в знаменитой оде Г.Р.Державина «Бог»: «Частица целой я вселенной...
// Я связь миров повсюду сущих, //Я крайня степень вещества; //Я средоточие живущих, // Черта начальна божества...».
Поэт указывает на то, что человек связующее звено потустороннего

[Back]