30 М.В. Ломоносова просто фиксируется бесконечность и беспредельность мира («Открылась бездна, звезд полна, звездам нет числа, бездне дна»), то у Гаврила Романовича Державина (1743-1816) уже ставится вопрос о взаимоисключающем единстве жизни и смерти: «Где стол был яств, там гроб 1 «Я паоь я иаб я чеовь я Бог» он уже говорит о единстве божественного, природного, человеческого. Воистину космическая сопричастность вечно текущему бытию рождается при раскрытии единства человека и мироздания в знаменитой оде Г.Р. Державина «Бог»: «Частица целой я вселенной... //Я связь миров повсюду сущих, //Я крайня степень вещества; //Я средоточие живущих, //Черта начальна Божества...». Космическое видение поэтов проявляется не только в попутном вплетении философских категорий в ткань стихотворного и прозаического текста. Космизм это, прежде всего, осознание целостности объективного мира во всех его проявлениях, включая единство Вселенной и человека, что ярко показал поэт: «Какие ни текут частицы, Все живы, вечны: вечен дух»4. Золотой век русской поэзии и литературы не обошел проблематики космизма, хотя разрабатывал преимущественно иные темы. Углубленность русских лириков во внутренний мир человека или общественно значимые идеи, предполагало неизбежное при этом подвижничество, провозглашение веры в животворные силы и человеческий разум, делающие человека равным Вселенной. К XIX веку сложилась прочная национальная традиция рассматривать литературу не как чистое развлечение или отражение событий личной или государственной жизни, а как форму размышлений о вселенском мире, о смысле жизни, о человеке, его сопричастности к космосу. Начало углубленной разработки идей русского космизма было положено в философско-литературном кружке любомудров, который возглавил Д.В. Веневитинов и В.Ф. Одоевский. В него входили будущие славянофилы 1Державин Г.Р. «На смерть К. Мещерского» // Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 2002. С. 125. 2Державин Г.Р. «Бог» // Там же. С. 58. 3Там же. С. 57-58. 4Державин Г.Р. «Бессмертие души» // Там же. С .229. |
53 сразу становились объектом академической философии. Так было и в середине XVIII и XIX веков, когда именно в философской поэзии поднимались глубочайшие вопросы бытия, духовного мира человека, который подчас игнорировался в ожесточенной полемике радикалов и консерваторов. Так было на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда идеи русского религиознофилософского Ренессанса с не меньшей силой, чем в философских трактатах, воплотились в поэзии символизма и акмеизма. Так было и в середине нашего века, когда не только в официальной литературе «социалистического реализма», но и в официальной философии игнорировались многие коренные философские проблемы смерть и бессмертие, неповторимость душевного мира человека. Традиционная для литературы тема «человек и природа» трансформируется в философской поэзии в более глобальную «человек и мир, человек и космос». Вселенная, светила и звезды, свет и Солнце, пространство и время, бесконечность и вечность М.В.Ломоносова. (1711-1765) темы русской поэзии, начиная с Если в размышлении о Божием Величестве» М.В.Ломоносова просто фиксируется бесконечность и беспредельность мира («Открылась бездна, звезд полна; // Звездам нет числа, бездне дна»), то у Державина (1743 уже ставится вопрос о взаимоисключающем единстве жизни и смерти: «Где стол был яств, там гроб стоит», а своим знаменитым: «Я царь я раб я червь я бог» он уже говорит о единстве божественного, природного, человеческого. Космическая тема в творчестве Державина занимала значительное место («Ода на смерть князя Мещерского», «Бог», «Гром», «Водопад»), Воистину космическая сопричастность вечно текущему бытию рождается при раскрытии единства человека и мироздания в знаменитой оде Г.Р.Державина «Бог»: «Частица целой я вселенной... // Я связь миров повсюду сущих, //Я крайня степень вещества; //Я средоточие живущих, // Черта начальна божества...». Поэт указывает на то, что человек связующее звено потустороннего 54 бытия и бытия земного, преходящий, тем самым в художественнопоэтической форме, обозначающий проблемы антропотеистического синтеза. Единение человека с Богом залог будущего его бессмертия. Космическое видение поэтов проявляется не только в попутном вплетении философских категорий в ткань стихотворного и прозаического текста. Космизм это, прежде всего, осознание целостности объективного мира во всех его проявлениях, включая единство Вселенной и человека. Золотой век русской поэзии и литературы не обошел проблематики космизма, хотя разрабатывал преимущественно иные темы. Углубленность русских лириков во внутренний мир человека или общественно значимые идеи, предполагало неизбежное при этом подвижничество, провозглашение веры в животворные силы и человеческий разум, делающие человека равным Вселенной. К XIX веку сложилась прочная национальная традиция рассматривать литературу не как чистое развлечение или отражение событий личной или государственной жизни, а как форму размышлений о мире, о смысле жизни, о человеке. Начало углубленной разработки идей русского космизма было положено в философско-литературном кружке любомудров, который возглавил Д.В.Веневитинов (1805-1827) и В.Ф.Одоевский (1804-1869). В него входили будущие славянофилы И.В.Киреевский и А.Н.Кошелев, историк М.П.Погодин, литератор С.П.П1евырев и другие деятели. Общество любомудров действовало всего два года (1823-1825) и прекратило свое существование после разгрома восстания декабристов, все его документы и протоколы были уничтожены самими участниками. Даровитый поэт и мыслитель Д.В. Веневитинов сумел поставить несколько вопросов, не дав на них развернутого ответа он скоропостижно умер 22 лет отроду. Наиболее полно обобщил и сформулировал эти идеи В.Ф.Одоевский в своем философском романе «Русские ночи» и сопутствующих ему материалах. |