Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 32]

32 кого «и солнце, знать, не дышат, ...и ночь в звездах нема была»1, кому недоступны «языки неземные», на которых говорит одушевленный и неодушевленный мир.
Поэт вносит в философскую лирику принципиально новый мотив: сама природа является у него далеко не такой стройной, гармоничной и ясной, в ней есть свои тайны, ужасы, бездны:
«Но есть созвездия иные // От них иные и лучи»2.
У Ф.И.
Тютчева снимается односторонний, романтический акцент с субъективного противостояния человека и природе.

Таким образом, до возникновения философии русского космизма как направления в истории человеческой мысли его идеи и в религии, и в искусстве так или иначе присутствовали.
Идеи философии русского космизма, имеющие конкретное содержание и сформулированные в философии конца XIX века, изначально имели место в качестве предпосылок развития в традициях русского народа, в фольклоре, в обрядах, в языческой мифологии, а начиная с Х1-ХН веков в письменных источниках философского, богословного, литературного характера и естественно-научного содержания.
Процесс формирования русского космизма начался задолго до основания этого течения своеобразным русским философом Н.Ф.
Федоровым.
1Тютчев Ф.И.
«Не то, что мните Вы, природа...» // Полное собрание сочинений в стихах и прозе.
М., 2000.
С.
94.
2Тютчев Ф.И.
«Есть много мелких, безымянных ...» //Там же.
С.
275.
[стр. 56]

56 удивительного эффекта проникновения в душу Вселенной именно потому, что видит ее более того душе жить в себе самом умей // Есть целый мир в душе твоей».
Поэт вносит в философскую лирику принципиально новый мотив: сама природа является у него далеко не такой стройной, гармоничной и ясной, в ней есть свои тайны, ужасы, бездны.

У Тютчева снимается односторонний, романтический акцент с субъективного противостояния человека и природе уже не только он «ропщет» на нее, но и она грозит ему, вызывает чувство смятения, страха, непонимания.
Тютчев показывает, что мучительная загадка заключается не только в своеволии души, но в своеволии самой природы.
К концу XIX века поэтическая философия природы приходит к таким итогам: природа божественна и прекрасна, исполнена мысли и любви, но есть в ней какое-то равнодушное и грозное начало, на которое, в свою очередь, отвечает человек своим вечным ропотом.
§ 2.
Влияние философии русского космизма на литературу символизма.
Социально-политический кризис конца XIX начала XX веков породил эпоху русского культурного ренессанса.
Эта была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности.
Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму.
По замечанию Н.Бердяева, русскими душами овладевали предчувствия надвигающихся катастроф.
Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир.
Неуверенность в будущем и зыбкость сиюминутного человеческого бытия формировали у российской интеллигенции новое мироощущение, выразившееся в различных философскохудожественных подходах к освоению мира.
Одним из них был символизм.
Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникли и складывались на

[Back]