32 кого «и солнце, знать, не дышат, ...и ночь в звездах нема была»1, кому недоступны «языки неземные», на которых говорит одушевленный и неодушевленный мир. Поэт вносит в философскую лирику принципиально новый мотив: сама природа является у него далеко не такой стройной, гармоничной и ясной, в ней есть свои тайны, ужасы, бездны: «Но есть созвездия иные // От них иные и лучи»2. У Ф.И. Тютчева снимается односторонний, романтический акцент с субъективного противостояния человека и природе. Таким образом, до возникновения философии русского космизма как направления в истории человеческой мысли его идеи и в религии, и в искусстве так или иначе присутствовали. Идеи философии русского космизма, имеющие конкретное содержание и сформулированные в философии конца XIX века, изначально имели место в качестве предпосылок развития в традициях русского народа, в фольклоре, в обрядах, в языческой мифологии, а начиная с Х1-ХН веков в письменных источниках философского, богословного, литературного характера и естественно-научного содержания. Процесс формирования русского космизма начался задолго до основания этого течения своеобразным русским философом Н.Ф. Федоровым. 1Тютчев Ф.И. «Не то, что мните Вы, природа...» // Полное собрание сочинений в стихах и прозе. М., 2000. С. 94. 2Тютчев Ф.И. «Есть много мелких, безымянных ...» //Там же. С. 275. |
56 удивительного эффекта проникновения в душу Вселенной именно потому, что видит ее более того душе жить в себе самом умей // Есть целый мир в душе твоей». Поэт вносит в философскую лирику принципиально новый мотив: сама природа является у него далеко не такой стройной, гармоничной и ясной, в ней есть свои тайны, ужасы, бездны. У Тютчева снимается односторонний, романтический акцент с субъективного противостояния человека и природе уже не только он «ропщет» на нее, но и она грозит ему, вызывает чувство смятения, страха, непонимания. Тютчев показывает, что мучительная загадка заключается не только в своеволии души, но в своеволии самой природы. К концу XIX века поэтическая философия природы приходит к таким итогам: природа божественна и прекрасна, исполнена мысли и любви, но есть в ней какое-то равнодушное и грозное начало, на которое, в свою очередь, отвечает человек своим вечным ропотом. § 2. Влияние философии русского космизма на литературу символизма. Социально-политический кризис конца XIX начала XX веков породил эпоху русского культурного ренессанса. Эта была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности. Вместе с тем, именно в этот период в духовной жизни России набирали силу всякого рода мистические веяния, религиозное беспокойство, пробудился интерес к мистике и оккультизму. По замечанию Н.Бердяева, русскими душами овладевали предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Неуверенность в будущем и зыбкость сиюминутного человеческого бытия формировали у российской интеллигенции новое мироощущение, выразившееся в различных философскохудожественных подходах к освоению мира. Одним из них был символизм. Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникли и складывались на |