Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 33]

Глава II.
Формирование основных направлений философии русского космизма конца XIX начала XX века 2.1 Основные идеи философско-религиозного направления русского космизма При некоторой условности выделяемых течений, с известными оговорками сочтем, что к философско-религиозному направлению относятся такие мыслители, как Н.Ф.
Федоров, В.С.
Соловьев, П.А.
Флоренский,
С.Н.
Булгаков, Н.А.
Бердяев, Л.П.
Карсавин, Е.П.
Блаватская, Н.К.
и Е.И.
Рерихи.1 Философские взгляды этих мыслителей отличаются большим разнообразием, но, несмотря на это, центральная идея космизма поиски путей единения человека с окружающим миром на религиозной основе фиксируется достаточно четко.
Эта идея лежит в основе практически всех философских построений будь то
концепция всеединства В.С.
Соловьева, проект всеобщего воскрешения мертвых Н.Ф.
Федорова
теория цельного мировоззрения П.А.
Флоренского или «Тайная доктрина» Е.П.
Блаватской.
В центре внимания русских религиозных философов была идея духовного преобразования жизни.
Отсюда неожиданное, на первый взгляд, неприятие типичной для западной философской мысли идеи культуры.
Отсюда кажущееся
утверждение 2произведения есть принцип жесткий и неистинный» , а также аналогичный тезис Н.Ф.
Федорова «целью жизни будет спасение от
культуры»з Выработанное западной философией понятие культуры отвергается русскими мыслителями как результат безрелигиозного сознания.
Идея верховной миссии культуры оспаривается ими на том основании, что в России само понятие «культура» (подобно родственным ему понятиям.
«просвещение» и
1См.: Русская философия / Малый энциклопедический словарь.
М., 1995.
2 Цит.
по: Гачева А.Г., Семенова С.Г.
Философия воскрешения Н.Ф.
Федорова И Федоров Н.Ф.
Собрание сочинений: В 4 т.
М., 1995.
Т.
1.
С.
8.
3Там же.
[стр. 22]

22 является всего лишь разновидностью космизма в мировой культуре.
Ни генезис, ни дальнейшее развитие русского космизма нельзя понять вне этого контекста.
Конечно, можно стоять и на «почвенно-патриотических» позициях, но в таком случае из истории русской философии, да и всей отечественной культуры, придется вычеркнуть целый духовный пласт, представленный именами русских философов-эмигрантов.
Следует подчеркнуть, что философия космизма существует и в других культурах.
А.Гумбольдт автор 5-томного труда «Космос» (1845-1859) стоял у истоков немецкого варианта философии космизма.
Французский вариант философии космизма представлен концепцией «творческой эволюции» А.Бергсона, соединяющий в себе традиции французского спиритуализма, неомарксизма и психологизма.
Американский вариант «космической философии» представлен не только в творчестве религиозного натуралиста Дж.Фиске (1842-1901), но и в концепции «эмерджантной эволюции» (Д.Льюис, С.Александер и др.), подчеркнувшей качественное своеоб разие каждого нового уровня эволюции.
§ 2.
Основные представители философии русского космизма конца XIX —начала XX века.
Как мы уже говорили, одним из продуктивных методов изучения «космизма» является анализ творчества отдельных представителей, относимых к данному феномену.
В своей работе мы будем рассматривать творчество тех представителей, чьи взгляды оказали наиболее плодотворное влияние на русскую культуру конца XIX начала XX века.
При некоторой условности выделяемых течений1, с известными оговорками сочтем, что к философско-религиозному направлению относятся такие мыслители, как Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский,
С.ПБулгаков, НА.Бердяев, Е.ПБлаватская, Н.К.
и Е.И.Рерихи.
Философские взгляды этих мыслителей отличаются большим разнообразием.
Но несмотря на это, центральная идея
поиски путей единения человека с ок1См.
Русская философия.
Малый энщжлопедичсский словарь, М.?1995

[стр.,23]

23 ружающим миром на религиозной основе фиксируется достаточно четко.
Эта идея лежит в основе практически всех философских построений будь то
проект всеобщего воскрешения мертвых Н.Ф.Федорова, концепция всеединства В.С.Соловьева, теория цельного мировоззрения П.А.Флоренского или «Тайная доктрина» Е.П.Блаватской.
В центре внимания русских религиозных философов была идея духовного преобразования жизни.
Отсюда неожиданное, на первый взгляд, неприятие типичной для западной философской мысли идеи культуры.
Отсюда кажущееся
диким в устах В.С.Соловьева утверждение: «принцип высшего культурного произведения есть принцип жесткий и неистинный», а также аналогичный тезис Н.Ф.Федорова «целью жизни будет спасение от культуры»1.
Выработанное западной философией понятие культуры отвергается русскими мыслителями как результат безрелигиозного сознания.
Идея верховной миссии культуры оспаривается ими на том основании, что в России само понятие «культура» (подобно родственным ему понятиям «просвещение» и
«искусство») автоматически отождествлялось с Европой.
-Это означало оторванность от национальной почвы и переход культуры и искусства в «исключительное пользование» образованных классов.
Именно поэтому Н.Ф.Федоров принимает сторону сохранивших веру простых, «неученых» людей и от их имени обращается ко всем: ученым и неученым, верующим и неверующим.
Для русских религиозно-философских мыслителей исходным и определяющим остается этика, основанная на христианском вероучении и нравственности.
К научно-техническому направлению по праву принадлежат НА.Умов, Н.Г.Холодный, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский.
В трудах этих ученых осознается потребность в разработке новой картины мира и предпринимаются попытки подобных разработок.
1Семенова С.Г.
Николай Федоров.
М.?1990.
С.
289.

[Back]