Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 34]

# 34 «искусство») автоматически отождествлялось с Европой.
Это означало оторванность от национальной почвы и переход культуры и искусства в «исключительное пользование» образованных классов.
Именно поэтому Н.Ф.
Федоров принимает сторону сохранившихся веру простых, «неученых» людей и от их имени обращается ко всем: ученым и неученым, верующим и неверующим.
Для русских
философско-религиозных мыслителей исходным и определяющим остается этика, основанная на христианском вероучении и нравственности.
Помимо указанных видов космизма, в 20-х годах XX века сформировался так называемый «биокосмизм», который тяготел к «философии отцов» Н.Ф.
Федорова, однако претендовал на некоторую суверенность.
Он был
Муравьевым наследие мыслителя в новом научном контексте.
Одной из самых неординарных и противоречивых фигур в истории философской мысли вообще и «космического мировоззрения» в
частности, оказывается современные исследователи (Ф.И.
Гиренок, А.И.
Новиков, С.Г.
Семенова и др.)2 считают одним из первых русских «космистов», вдохновителем последующих
проявления этого своеобразного феномена.
Каков характер философствования
какой мере оно «космично»? Есть ли взаимосвязь между его идеями и выкладками прочих идеологов космического мировоззрения? Попытка ответить на подобные вопросы помогла бы пролить свет на сущность «космической философии», выявить, возможно, существующие взаимосвязи в творчестве «космистов» 1 См.: Сетницкий Н.А., Горский А.К.
Заметки об искусстве.
М., 1995; Муравьев В.Н.
Овладение временем.
М., 1998.
2 См.: Гиренок Ф.И.
Русские космисты.
М., 1990; Новиков А.И.
История русской философии / Под ред.
Ю.Н.
Солонина.
СПб., 1998; Семенова С.Г.
Николай Федоров.
Творчество жизни.
М., 1990.
[стр. 23]

23 ружающим миром на религиозной основе фиксируется достаточно четко.
Эта идея лежит в основе практически всех философских построений будь то проект всеобщего воскрешения мертвых Н.Ф.Федорова, концепция всеединства В.С.Соловьева, теория цельного мировоззрения П.А.Флоренского или «Тайная доктрина» Е.П.Блаватской.
В центре внимания русских религиозных философов была идея духовного преобразования жизни.
Отсюда неожиданное, на первый взгляд, неприятие типичной для западной философской мысли идеи культуры.
Отсюда кажущееся диким в устах В.С.Соловьева утверждение: «принцип высшего культурного произведения есть принцип жесткий и неистинный», а также аналогичный тезис Н.Ф.Федорова «целью жизни будет спасение от культуры»1.
Выработанное западной философией понятие культуры отвергается русскими мыслителями как результат безрелигиозного сознания.
Идея верховной миссии культуры оспаривается ими на том основании, что в России само понятие «культура» (подобно родственным ему понятиям «просвещение» и «искусство») автоматически отождествлялось с Европой.
-Это означало оторванность от национальной почвы и переход культуры и искусства в «исключительное пользование» образованных классов.
Именно поэтому Н.Ф.Федоров принимает сторону сохранивших веру простых, «неученых» людей и от их имени обращается ко всем: ученым и неученым, верующим и неверующим.
Для русских
религиозно-философских мыслителей исходным и определяющим остается этика, основанная на христианском вероучении и нравственности.
К научно-техническому направлению по праву принадлежат НА.Умов, Н.Г.Холодный, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский.
В трудах этих ученых осознается потребность в разработке новой картины мира и предпринимаются попытки подобных разработок.
1Семенова С.Г.
Николай Федоров.
М.?1990.
С.
289.


[стр.,24]

24 Поэтическо-художественное направление представляют В.АЛевшин, С.П.Дьяков, В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, Ф.И.Тютчев Н.К.
и Е.И.Рерихи.
Данное течение характеризовалось, в свою очередь, устойчивым стремлением к религиозно-нравственного начала, философского разума и поэзии как живого инстинкта, постигающего цельность мироздания.
Помимо указанных видов космизма, в 20-х годах XX века сформировался так называемый «биокосмизм», который тяготел к «философии отцов» Н.Ф.Федорова, однако претендовал на некоторую суверенность.
Он был
представлен Н.А.Сетницким, А.К.Горским, В.Н.Муравьевым, углублявшими наследие мыслителя в новом научном контексте.
Одной из самых неординарных и противоречивых фигур в истории философской мысли вообще и «космического мировоззрения» в
особенности оказывается Николай Федорович Федоров; именно его некоторые современные исследователи (Ф.И.Гиренок, А.И.Новиков, С.Г.Семенова и др.) считают одним из первых русских «космистов», вдохновителем последующих проявлений этого своеобразного феномена.
Каков характер философствования
Федорова? В какой мере оно «космично»? Есть ли взаимосвязь между его идеями и выкладками прочих идеологов космического мировоззрения? Попытка ответить на подобные вопросы помогла бы хоть в какой-то мере пролить свет на сущность «космической философии», выявить, возможно, существующие взаимосвязи в творчестве «космистов».
Творческое наследие Федорова довольно трудно подвергается интерпретации и систематизации.
Его идеи, весьма оригинальные, не получили большой известности при жизни мыслителя, хотя с ними были знакомы и Л.НТолстой, и Ф.М.Достоевский, и В.С.Соловьев.
Первым, пожалуй, о глубине идей Федорова публично заявил С.Н.Булгаков в начале нашего века, усмотрев влияние Федорова на общепризнанного властителя философских дум того времени В.С.Соловьева.
Позже, в книге «Свет невечерний» С.Н.Булгаков дает еще более высокую оценку Федорову: «В своей философии общего дела» он, в сущности, дал систему философии хозяйст

[Back]