Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 35]

35 Творческое наследие Н.Ф.
Федорова довольно трудно подвергается интерпретации и систематизации.
Его идеи, весьма оригинальные, не получили большой известности при жизни мыслителя, хотя с ними были знакомы и Л.Н.
Толстой, и Ф.М.
Достоевский, и В.С.
Соловьев.
Первым, пожалуй, о глубине идей
Н.Ф.
Федорова публично заявил С.Н.
Булгаков в начале
XX века, усмотрев его влияние на общепризнанного властителя философских дум того времени В.С.
Соловьева.
Позже, в книге «Свет невечерний» С.Н.
Булгаков дает еще более высокую оценку
Н.Ф.
Федорову: «В своей «Философии общего дела» он, в сущности, дал систему философии хозяйства,
которая является поистине и его апофеозом.
Он указал ему возможность таких достижений, о которых ранее Федорова никто не помышлял...» .
Эта книга впервые увидела свет в 1917 году, поэтому ясно, что после С.Н.
Булгакова об учении Н.Ф.
Федорова очень долго никто не упоминал.
Это, прежде всего, обусловлено, идеологическими реалиями СССР запретом,
наложенным на русскую религиозную философию.
Профессиональные философы русского зарубежья не так уж много внимания уделяли Н.Ф.
Федорову: «Философские работы Федорова», пишет выдающийся мыслитель «серебряного» века
Николай Онуфриевич Лосски (1870-1965), «производят впечатление талантливых, но незрелых.
Они изложены не совсем систематически и последовательно вследствие недостатка
2 учености и чрезмерного интереса к одной проблеме».
Но большинство русских мыслителей не занимались построением систем.
Действительно, имел место «недостаток учености».
Нам об этом трудно судить, но Н.О.
Лосскому, обучавшемуся на двух факультетах Санкт-Петербургского университета, изучавшего философию в Швейцарии и Германии, вряд ли кажется ученым человек, закончивший всего-навсего гимназию и лицей, библиотекарь по роду деятельности (к тому же, необходимо отметить, что язык
Н.Ф.
Федорова 1Булгаков С.Н.
Свет невечерний.
М., 1994.
С.
310.
2 Лосский Н.О.
История русской философии.
М., 1991.
С.
110.
[стр. 24]

24 Поэтическо-художественное направление представляют В.АЛевшин, С.П.Дьяков, В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, Ф.И.Тютчев Н.К.
и Е.И.Рерихи.
Данное течение характеризовалось, в свою очередь, устойчивым стремлением к религиозно-нравственного начала, философского разума и поэзии как живого инстинкта, постигающего цельность мироздания.
Помимо указанных видов космизма, в 20-х годах XX века сформировался так называемый «биокосмизм», который тяготел к «философии отцов» Н.Ф.Федорова, однако претендовал на некоторую суверенность.
Он был представлен Н.А.Сетницким, А.К.Горским, В.Н.Муравьевым, углублявшими наследие мыслителя в новом научном контексте.
Одной из самых неординарных и противоречивых фигур в истории философской мысли вообще и «космического мировоззрения» в особенности оказывается Николай Федорович Федоров; именно его некоторые современные исследователи (Ф.И.Гиренок, А.И.Новиков, С.Г.Семенова и др.) считают одним из первых русских «космистов», вдохновителем последующих проявлений этого своеобразного феномена.
Каков характер философствования Федорова? В какой мере оно «космично»? Есть ли взаимосвязь между его идеями и выкладками прочих идеологов космического мировоззрения? Попытка ответить на подобные вопросы помогла бы хоть в какой-то мере пролить свет на сущность «космической философии», выявить, возможно, существующие взаимосвязи в творчестве «космистов».
Творческое наследие Федорова довольно трудно подвергается интерпретации и систематизации.
Его идеи, весьма оригинальные, не получили большой известности при жизни мыслителя, хотя с ними были знакомы и Л.НТолстой, и Ф.М.Достоевский, и В.С.Соловьев.
Первым, пожалуй, о глубине идей
Федорова публично заявил С.Н.Булгаков в начале нашего века, усмотрев влияние Федорова на общепризнанного властителя философских дум того времени В.С.Соловьева.
Позже, в книге «Свет невечерний» С.Н.Булгаков дает еще более высокую оценку
Федорову: «В своей философии общего дела» он, в сущности, дал систему философии хозяйст

[стр.,25]

25 ва, которая является поистине и его апофеозом.
Он указал ему возможность таких достижений, о которых ранее Федорова никто не помышлял....»1.
Эта книга впервые увидела свет в 1917 году, поэтому ясно, что после С.Н.Булгакова об учении Н.Ф.
Федорова очень долго никто не упоминал.
Это, прежде всего, обусловлено, идеологическими реалиями СССР запретом
религиозную философию фессиональные философы русского зарубежья не так уж много внимания уделяли Федорову: «Философские работы Федорова, пишет выдающийся мыслитель «серебряного» века Н.О.Лосский, производят впечатление талантливых, но незрелых.
Они изложены не совсем систематически и последовательно вследствие недостатка
учености и чрезмерного интереса к одной проблеме»2.
Наверное, против этого трудно возразить.
Да, «не со-ч всем систематически и последовательно» трудно излагать систематически без системы.
Но большинство русских мыслителей и не занимались построением систем.
Да, наверное, имел место «недостаток учености».
Нам об этом трудно судить, но Н.О.Лосскому, обучавшемуся на двух факультетах Санкт-Петербургского университета, изучавшего философию в Швейцарии и Германии, вряд ли кажется ученым человек, закончивший всего-навсего гимназию и лицей, библиотекарь по роду деятельности (к тому же, необходимо отметить, что язык
Федорова настолько символичен, что не слишком доступен без «перевода» федоровских понятий на общепринятый язык).
Но ведь давно известно, что самое лучшее образование может лишь «напитать», отшлифовать, наконец, р а с ш е в е л и т ь природный N ум, а вот заменить его не может.
Далее Н.О.Лосский замечает: «В наши дни, когда человечество, опи-I раясь на гигантские темпы развития науки и техники, ставит перед собой необычайно смелые задачи, философские взгляды Федорова, возможно, приобретут большое влияние»3.
С сожалением необходимо отметить, что 1Булгаков С.Н.
Свет Невечерний.
М., 1994.
С.
310.
2ЛосскийН.О.
История русской философии.
-М ., 1991.
—С.
110.

Л 3Лосский Н.О.
История русской философии.
М.?1991.
С.
110.
>

[Back]