Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 37]

37 быть» , поэтому «как ни глубоки причины смертности, смертность не # изначальна; она не представляет безусловной необходимости.
Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом»2.

Значит, нужно бороться со смертью.
Н.Ф.
Федоров требует не индивидуального, а всеобщего бессмертия.
В своей заметке «Сверхчеловечество, как порок и добродетель»
философ пишет, что «...
сверхчеловечество становится наивысшим пороком, когда доходит до присвоения себе бессмертия, как привилегии, то есть доходит до превозношения себя над всеми, уже умершими и еще не умершими...
но есть и величайшая добродетель, когда оно состоит в исполнении долга разумных существ в их совокупности, в обращении слепой, неразумной силы природы, стихийно рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом.
Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе высшее благо.
Сознание, что всякое последующее поколение поглощает предыдущее, создает для последующего
з * категорический императив возвратить поглощенное» .
При этом, как только исследователи
начинают анализировать и осмысливать его учение, не замечая такой идеи как выхода человечества в Космос, Н.Ф.
Федорова начинают считать религиозным философом, которому не хватает учености.
На самом деле, не так уж важно, каким путем пришел
он к этой идее.
Через воскрешение мертвых он приходит к космическому существованию человечества.
«Приходится, однако, напомнить, кому следует, что гниение не сверхъестественное явление, и само рассеяние частиц не может выступать за пределы
конечного пространства; что организм машина и что сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину и сознание 1 Федоров Н.Ф.
Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е.
немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства (Записка от и светским, к верующим и неверующим) //неученых к ученым, духовным Федоров Н.Ф.
Собрание сочинений: В 4 т.
М., 1995.
Т.
1.
С.
258.
2 Федоров Н.Ф.

Сверхчеловечество, как порок и добродетель // Там же.
Т.
2.
С.
201.
3Там же.
*
[стр. 26]

26 нет, не приобрели федоровские идеи влияния ни в те дни, когда Н.О.Лосский опубликовал свою работу (1951 год), ни в последующие несколько десятилетий, «когда человечество, опираясь на гигантские темпы развития науки и техники» занималось саморазрушением.
Обратимся, в соответствии с поставленной задачей, к творчеству Н.Ф.Федорова и попытаемся выяснить, что позволяет считать его, преподносимого как религиозного философа, наиболее, пожалуй, известного (а потому и более критикуемого со всех сторон) идеей «воскрешения предков», основоположником «русского космизма».
Основное учение Н.Ф.Федорова «Философия общего дела» дерзкая для его времени утопия (но не в том, социальном смысле, в котором мы привыкли иметь дело с утопиями), предлагающая вариант обустройства будущего человечества.
Федоров далек от социальных идей, он не объясняет противоречия современного ему общества, дурные человеческие поступки ни классовым антагонизмом, ни эксплуатацией человека человеком.
Для него существует одно мировое зло смерть.
Именно смерть, сознание ее неизбежности, страх перед нею порождают, по мнению Федорова, зло в человеческой душе, заставляют совершать человека необдуманные, неправедные действия.
Именно смерть заставляет человека чувствовать себя «временщиком» на этой Земле, именно ее неизбежность родила известную банальность «после меня хоть трава не расти», заставляет человека любыми средствами добиваться прижизненных благ.
Федоров утверждает: «Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть»1, поэтому «как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости.
Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом»2.

1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
М., 1995.
С.
258.
2Федоров Н.Ф.

Сочинения.
Т.
2.М., 1995.
С.
201.


[стр.,27]

27 Значит, нужно бороться со смертью.
Федоров требует не индивидуального, а всеобщего бессмертия.
В своей заметке «Сверхчеловечество, как порок и добродетель»
Федоров пишет, что «...сверхчеловечество становится наивысшим пороком, когда доходит до присвоения себе бессмертия, как привилегии, то есть доходит до превозношения себя над всеми, уже умершими и еще не умершими...
но есть и величайшая добродетель, когда оно состоит в исполнении долга разумных существ в их совокупности, в обращении слепой, неразумной силы природы, стихийно рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом.
Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе высшее благо.
Сознание, что всякое последующее поколение поглощает предыдущее, создает для последующего
ка1тегорический императив возвратить поглощенное» При этом, как только исследователи Федорова начинают анализиро вать и осмысливать его учение, не замечая такой идеи как выхода человечества в Космос, его сразу объявляют религиозным философом, которому, как уже упоминалось, не хватает учености.
На самом деле, не так уж важно, каким путем пришел
Федоров к этой идее.
Да, через воскрешение мертвых, но ...
сугубо материальное: «Приходится, однако, напомнить, кому следует, что гниение не сверхъестественное явление, и само рассея ние частиц не может выступать за пределы космического пространства; что организм машина и что сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину и сознание возвратится к ней!»2.
При этом для официальной церкви идея Федорова воскрешения мертвых еретическая, потому что «в глубинах православной традиции федоровская постановка вопроса о «научном» воскрешении мертвых недопустима; неблагочестиво поддаваться любопытствующим и маловерным рассуждениям о том, как осуществится всеобщее воскрешение, построение же «проекта» воскреше1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
М., 1995.
С.
258.
2Федоров Н.Ф.

Сочинения.
Т.
1.
—М., 1995.
С.
258.

[Back]