38 возвратится к ней!».1Исходя из этого изречения можно отнести Н.Ф. Федорова к материалистам, но для официальной церкви идея воскрешения мертвых еретическая, потому что «в глубинах православной традиции федоровская постановка вопроса о «научном» воскрешении мертвых недопустима; неблагочестиво поддаваться любопытствующим и маловерным рассуждениям о том, как осуществится всеобщее воскрешение, построение же «проекта» воскрешения, намерение восхитить его есть отягченная горделивым самомнением крайняя степень прелести».2 Таким образом, Н.Ф. Федоров дарит бессмертие не только живым, но и умершим, при этом, что довольно-таки неожиданно для религиозного философа бессмертие достигается не воскресением, как предписано Священным писанием, а воскрешением «... воскресительный проект Федорова движим твердой верой в титаническую мощь объединенных умственных и душевных сил человечества, в бесконечные возможности целенаправленного научного поиска труда»3. Для решения этой задачи мыслитель стремился объединить всех людей, независимо от вероисповедания, национальности и культуры. И в этом его величие как мыслителя: объединитесь, станьте цельным организмом и тогда человечество обретет бессмертие, не объединитесь человечество погибнет. Проблема воскрешения, как и любая проблема, имеет две стороны нравственную и, если так можно выразиться, техническую. Идея философа, безусловно, высоконравственная в ней возводятся на пьедестал человеческая жизнь, преемственность поколений, уважение к памяти предков, о чем, собственно, и пишет он в своих трудах. Что же касается технической, практической стороны воскрешения, то философ предполагает, что будут созданы специфические информационные центры «музеи», а сам процесс 1 Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства (Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим) // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1995. Т. 1. С. 258. 2 Богословские труды. Сборник XXIV. М., 1983. С. 256.Ч Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990. С. 204. |
27 Значит, нужно бороться со смертью. Федоров требует не индивидуального, а всеобщего бессмертия. В своей заметке «Сверхчеловечество, как порок и добродетель» Федоров пишет, что «...сверхчеловечество становится наивысшим пороком, когда доходит до присвоения себе бессмертия, как привилегии, то есть доходит до превозношения себя над всеми, уже умершими и еще не умершими... но есть и величайшая добродетель, когда оно состоит в исполнении долга разумных существ в их совокупности, в обращении слепой, неразумной силы природы, стихийно рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом. Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе высшее благо. Сознание, что всякое последующее поколение поглощает предыдущее, создает для последующего ка1тегорический императив возвратить поглощенное» При этом, как только исследователи Федорова начинают анализиро вать и осмысливать его учение, не замечая такой идеи как выхода человечества в Космос, его сразу объявляют религиозным философом, которому, как уже упоминалось, не хватает учености. На самом деле, не так уж важно, каким путем пришел Федоров к этой идее. Да, через воскрешение мертвых, но ... сугубо материальное: «Приходится, однако, напомнить, кому следует, что гниение не сверхъестественное явление, и само рассея ние частиц не может выступать за пределы космического пространства; что организм машина и что сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину и сознание возвратится к ней!»2. При этом для официальной церкви идея Федорова воскрешения мертвых еретическая, потому что «в глубинах православной традиции федоровская постановка вопроса о «научном» воскрешении мертвых недопустима; неблагочестиво поддаваться любопытствующим и маловерным рассуждениям о том, как осуществится всеобщее воскрешение, построение же «проекта» воскреше1Федоров Н.Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1995. С. 258. 2Федоров Н.Ф. Сочинения. Т. 1. —М., 1995. С. 258. 28 ния, намерение восхитить его есть отягченная горделивым самомнением 1крайняя степень прелести» . Таким образом, Федоров дарит бессмертие не только живым, но и умершим, при этом, что довольно-таки неожиданно для религиозного философа бессмертие достигается не воскресением, как предписано Священным писанием, а воскрешением «.. .воскресительный проект Федорова движим твердой верой в титаническую мощь объединенных умственных и душевных сил человечества, в бесконечные возможности целенаправленного научного поиска и всеобщего труда»2. Для решения этой задачи Федоров стремится объединить всех людей, независимо от вероисповедания, национальности и культуры. И в этом его величие как мыслителя: объединитесь, станьте цельным организмом и тогда человечество обретет бессмертие, не объединитесь человечество погибнет. Проблема воскрешения, как и любая проблема, имеет две стороны нравственную и, если так можно выразиться, техническую. Идея Федорова, безусловно, высоконравственна в ней возводятся на пьедестал человеческая жизнь, преемственность поколений, уважение к памяти предков, о чем, собственно, и пишет Федоров в своем труде. Что же касается технической, практической стороны воскрешения, то предполагается, что будет созданы специфические информационные центры «музеи», а сам процесс будет происходить в специально созданных научных центрах по сбору атомов и молекул во Вселенной, из которых и будут воспроизводиться тела предков. Еще недавно казавшаяся утопичной идея воскрешения прошлых поколений имеет в современной науке свое продолжение. В настоящее время получила распространение наука геронтология, изучающая феномен старения живых существ, в том числе и человека3. Наиболее универсальным и эффективным, по мнению ученых может оказаться протезирование и хирургия на молекулярном уровне посредством нанотехнологии. Идея 1Богословские труды. Сб. ХХГЛ Е , 1983. С. 256. 2Семеново. С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. -М .?1990. С. 204. 3См. В.Н.Анисимов, М.В.Соловьев. Эволюция концепций в геронтологии. СПб, 1999 |