Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 41 БИБЛИОТЕКА пока не будем управлять ее ходом»1.
И далее он поясняет, «Что фантастичнее: построение нравственного общества на признании существования в иных мирах иных существ, на признании миграции туда душ, в действительном существовании чего мы даже и убедиться не можем, или же обращение этой трансцендентной миграции в имманентную, т.е.
поставление такой миграции Л целью деятельности человечества» .
Кроме того, философ мечтает об управлении «всемирной силой тяготения», прикрепляющей нас к земле.

Н.Ф.
Федоров, пожалуй, первым трактует «конец света», обещанный Апокалипсисом, как явление, с которым можно и нужно бороться, в том числе и с помощью науки, а не ждать покорно предрешенной участи: «Вопрос об участи Земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты.
Мы должны спросить себя: знание об ожидаемой землю судьбе, об ее неизбежном конце, обязывает ли нас к чему либо или
нет?..»3.
Более того, он ставит вопрос об обращении солнечной системы в хозяйство (воскрешенных надо расселить то есть решить демографическую проблему): «Для сынов же человеческих небесные миры это будущие обители отцов, ибо небесные пространства могут быть доступны только для воскрешенных и воскрешающих; исследование же этих небесных пространств есть приготовление этих обителей.
Если же такие экспедиции в исследуемые миры невозможны, то наука лишена всякой доказательности, не говоря уже о пустоте такой науки, низведенной на степень праздного
любопытства»4.
Н.Ф.
Федоров в равной степени критикует и буржуазные, и социалистические предложения по общественному устройству, совершенно справедливо замечая, что при любом строе «мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже
1 Федоров Н.Ф.
Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е.
немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства (Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим) // Федоров Н.Ф.
Собрание сочинений: В 4 т.
М., 1995.
Т.
1.
С.
255.
2Там же.
С.
256.
3Там же.
С.
254.
4Там же.
С.
255.т
[стр. 30]

30 ния» природы на самом деле можно добиться ее регуляцией».
«Природа враг нам временный, а друг вечный, потому что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных чувством и разумом»1.
Федоров призывает не обольщаться «мнимыми успехами», тем, что ныне называется торжеством над природою, и не эти мнимые успехи заставляют нас приписывать науке ту важную роль, которую ей 2 предстоит совершить» .
В проекте Федорова идет речь и о новых источниках энергии, об управлении движением Земли.
Он сравнивает Землю с космическим кораблем, предсказывая тем самым покорение Космоса: «Человечество не должно быть праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще, какою силою приводимого в движение корабля есть ли он фото -, термоили электроход.
Да мы и знать не будем, какою силою движется наша земля, пока не будем управлять ее ходом.
Что фантастичнее: построение нравственного общества на признании существования в иных мирах иных существ, на
миграции туда душ, в действительном существовании чего мы даже и убедиться не можем, или же обращение этой трансцендентной миграции в имманентную, то есть поставление такой миграции целью деятельности человека»3.
Кроме того, философ мечтает об управлении «всемирной силой тяготения», прикрепляющей нас к земле.

Федоров, пожалуй, первым трактует «конец света», обещанный Апокалипсисом, как явление, с которым можно и нужно бороться, в том числе и с помощью науки, а не ждать покорно предрешенной участи: «Вопрос об участи Земли приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты.
Мы должны спросить себя: знание об ожидаемой землю судьбе, об ее неизбежном конце, обязывает ли нас к чему либо или
нет?..»4.
1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
2.
М., 1995.
С.
239.
2Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
-М , 1995.
С.
44.
3Федоров Н.Ф.
Сочинения М , 1985.
С.
360-361.
4Федоров Н.Ф, Сочинения.
Т.
1.
-М .}1995.
С.
225.


[стр.,31]

31 Более того, он ставит вопрос об обращении солнечной системы в хозяйство (воскрешенных надо расселить то есть решить демографическую проблему): «Для сынов же человеческих небесные миры это будущие обители отцов, ибо небесные пространства могут быть доступны только для воскрешенных и воскрешающих; исследование же этих небесных пространств есть приготовление этих обителей.
Если же такие экспедиции в исследуемые миры невозможны, то наука лишена всякой доказательности, не говоря уже о пустоте такой науки, низведенной на степень праздного
любопытства»1.
Федоров в равной степени критикует и буржуазные, и социалистические предложения по общественному устройству, совершенно справедливо замечая, что при любом строе «мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже
способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь никакого результата, кроме ускорения конца»2.
По его мнению, прогресс, расцвет возможны только после того, как будут побеждены смерть и гнет природы, а путь к этому в труде, «в изменении всего природного дарового в произведенное трудом, в трудовое; небесное же пространство (распространение за пределы земли) и требует именно радикальных изменений в этом направле3 нии» .
Он вообще, похоже, не приемлет социальный подход к решению задачи создания «правильного общества»: «Для России, как страны земледельческой, метеорическая регуляция дождя всегда составляла вопиющую необходимость; но наша интеллигенция, неспособная к самостоятельной мысли, с сороковых годов, и особенно с шестидесятых, была занята спасением России от не существовавшего тогда пролетариата и очень сокрушалась, не находя такой нищеты, которую она желала бы видеть в дорогом отечестве.
А между тем метеорическая регуляция не мечта, не фантазия, а такое дело, занявшись которым, наша интеллигенция не только не допустила бы пролетариата в Россию, но и другим странам, где пролетариат су1 2 3 Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
1.
-М , 1995.-С .
197.
-М ., 1995.-С .
255.
-М ., 1995.
С.
255.

[Back]