Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 43]

* 43 активном и творческом: «Наша жизнь есть акт эстетического творчества»1.
Здесь важнейший отправной момент эстетики Н.Ф.
Федорова, который в конечном итоге сомкнется с последними целями творческой деятельности человека
вообще.
Первый акт искусства возникает как действие самой жизни: порыв всего животного существа вверх, перебрасывающий его на новый рубеж, на ступень человека.
Он открывает в истории долгий
пусть самосозидания, венцом, которого, по Н.Ф.
Федорову, должно стать преображение себя и мира, бесконечное творчество в
обоженной вселенной.
Преображение мира вы иной, божественный и бессмертный тип бытия может произойти только посредством человеческой деятельности, которая сводится, по
мнению философа к двум основным видам науке и Предвосхищая идеи приверженцев модерна, он утверждал, что вся проникнутая высшей целью полезная практическая деятельность возвысится до искусства.
В ходе осуществления высших целей философии «общего дела» будет достигнут всеобщий синтез: в области идей этика сольется с
эстетикой.
В практической деятельности соединится наука и искусство.
Представление о жизнестроительной функции искусства в философии Н.Ф.
Федорова неотделимо от своеобразного архитектуроцентризма, от идеи слияния всех искусств «в архитектуре».
Но не как в подобии, а как в проекте мира, каким он должен быть то есть новой земли и нового
неба.2 Предчувствием и предтечей нового мира является храм.
Одновременно храм «есть проект вселенной, в которой оживлено все то, что в оригинале
Л умерщвлено» .
Вся культура прошлого, даже храмы имеют для философа относительную ценность.
Они значимы лишь в той мере, в какой помогают созданию будущего.
Ощущение революции как явления планетарного,
космического масштабов и пафос жизнестроительства находит поддержку в раоотах Н.Ф.
Федорова.
Супрематизм К.С.
Малевича; творчество 1Федоров Н.Ф.
Философия общего дела.
М., 1981.
С.
350.

2 Федоров Н.Ф.
Сочинения.
М., 1982.
С.

573.
лТам же.
С.
560.
[стр. 32]

32 ществовал в сороковых годах, указала бы путь от него избавиться, и это без всякого насилия или кровопролития»4.
Позиция Федорова очень необычна для русской философии, славившейся своим антропоцентризмом, а если к этому добавить еще призыв к «распространению за «пределы земли», представления о Космосе как о «солнечном хозяйстве», отказ от геоцентризма, проект геокосмическои цивилизации все это составляет феномен русского космизма.
Представление о смысле и задачах искусства у Н.Ф.Федорова проистекает из его антропологии, представления о человеке как существе активном и творческом.
«Наша жизнь есть акт эстетического творчества»1.
Здесь важнейший отправной момент эстетики Н.Ф.Федорова, который в конечном итоге сомкнется с последними целями творческой деятельности человека
акт искусства возникает как действие самой жизни: порыв всего животного существа вверх, перебрасывающий его на новый рубеж, на ступень человека.
Он открывает в истории долгий
путь самосозидания, венцом которого, по Федорову, должно стать преображение себя и мира, бесконечное творчество в вселенной.
Преоб ражение мира в иной, божественный и бессмертный тип бытия может про изойти только посредством человеческой деятельности, которая сводится, по
Федорову к двум основным видам науке и искусству.
Предвосхищая идеи приверженцев модерна,
Федоров утверждал, что вся проникнутая высшей целью практическая-полезная деятельность возвысится до искусства.
В ходе осуществления высших целей философии «общего дела» будет достигнут всеобщий синтез: в области идей —этика сольется с
эстети%~f кои, в практической деятельности соединится наука и искусство.
Представление о жизнестроительной функции искусства в философии Н.Ф.Федорова неотделимо от своеобразного архитектуроцентризма, от идеи слияния всех искусств «в архитектуре».
Но не как в подобии, а как в проекте мира, каким он должен быть то есть новой земли и нового
не4Федоров Н.Ф.
Сочинения.
Т.
2.
-М , 1995.
С.
269.
1Федоров Н.Ф.
Философия общего дела.
М., 1981.
С.350.


[стр.,33]

33 ба1.Предчувствием и предтечей нового мира является храм.
Одновременно храм «есть проект вселенной, в которой оживлено все то, что в оригинале
умерщвлено» .
Вся культура прошлого, даже храмы имеют для философа относительную ценность.
Они значимы лишь в той мере, в какой помогают созданию будущего.
Ощущение революции как явления планетарного
и даже космического масштаба и пафос жизнестроительства находит поддержку в работах Федорова.
Супрематизм КМалевича, творчество В.Кандинского и его трактат «О духовном в искусстве», творчество П.Филонова, живописный и архитектурный авангард с его пафосом делания полезных вещей и преобразования среды как средства преображения мира, творчество В.Хлебникова и В.Маяковского, русский футуризм, опера М.Матюшина, В.Хлебникова, К.Малевича «Победа над солнцем» все это так или иначе соотносится с идеями Федорова.
Из современников Н.Ф.Федорова подобное восторженное пророческое видение будущего искусства оказало особое заметное влияние на В.С.Соловьева.
Отчетливее всего оно проявилось в его эстетических работах конца 80-х начала 90-х годов.
«Общий смысл искусства» формулируется В.С.Соловьевым прямо по-федоровски: «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а й в самом деле, должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь»3.
Но сама сущность «одухотворения» и «пресуществления» жизни понимается здесь Н.Ф.Федоровым и В.С.Соловьевым по-разному.
Именно соловьевский вариант был преображен русским символизмом в концепцию теургического искусства.4 У Федорова есть много интересных высказываний, относящихся к современной ему наук, из которых можно сделать вполне современные нам выводы.
1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
-М ., 1982.
С.
573.
2Федоров Н.Ф.
Сочинения.
-М , 1982.
С.

560.
3Соловьев В.С.
Соч.
в 2-х тт.
М., 1989.
Т.
2.
С.
115.
4 А.Белый в своих воспоминаниях о А.А.Блоке писал; «Все искания и воплощения возникали проблемою связи Владимира Соловьева и Н.Ф.Федорова с философией русской общественной мысли».
Дальнейшей задачей, провозглашал он в обычном для символизма стиле, «будет соединение философии Федорова с углубленной проблемой народничества, воскресения народного коллектива как хора, оркестра».
(«Эпопея».
Литературный ежемесячник, под ред.
А.Белого.
Москва-Берлин.
1922, № 2, с.
119).

[Back]