Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 44]

* 44 В.В.
Кандинского и его трактат «О духовном в искусстве»; творчество П.Н.
Филонова; живописный и архитектурный авангард с его пафосом делания полезных вещей и преобразования среды как средства преображения мира; творчество В.В.
Хлебникова и В.В.
Маяковского, русский футуризм; опера М.В.
Матюшина, В.В.
Хлебникова, К.С.
Малевича «Победа над солнцем» это все, так или иначе, соотносится с идеями Н.Ф.
Федорова.
Из современников Н.Ф.
Федорова подобное восторженное пророческое видение будущего искусства оказало особое заметное влияние на *
Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).
Отчетливее всего оно проявилось в его эстетических работах конца 80-х начала 90-х годов
XIX века.
«Общий смысл искусства» формулируется В.С.
Соловьевым прямо пофедоровски: «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить
идеал Ф ш должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь» .
Но сама сущность «одухотворения» и «пресуществления» жизни понимается здесь Н.Ф.
Федоровым и В.С.
Соловьевым по-разному.
Именно соловьевский вариант был преображен русским символизмом в концепцию теургического искусства.

А.
Белый в своих воспоминаниях о А.А.
Блоке писал: «Все искания и воплощения возникали проблемою связи Владимира Соловьева и Н.Ф.
Федорова с философией русской общественной мысли».2 Дальнейшей задачей, провозглашал
А.
Белый в обычном для символизма стиле, «будет соединение философии Федорова с углубленной проблемой народничества, воскресения народного коллектива как хора, оркестра» з У Н.Ф.
Федорова есть много высказываний, относящихся к современной ему науке, из которых можно сделать актуальные для нашего века выводы.
1 Соловьев В.С.
Общий смысл искусства //Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
М., 1989.
Т.
2 С.
404.
■ Эпопея.
С.
119.
Там же.
Литературный ежемесячник /П од ред.
А.Белого.
Москва-Берлин, 1922.
№ 2
[стр. 33]

33 ба1.Предчувствием и предтечей нового мира является храм.
Одновременно храм «есть проект вселенной, в которой оживлено все то, что в оригинале умерщвлено» .
Вся культура прошлого, даже храмы имеют для философа относительную ценность.
Они значимы лишь в той мере, в какой помогают созданию будущего.
Ощущение революции как явления планетарного и даже космического масштаба и пафос жизнестроительства находит поддержку в работах Федорова.
Супрематизм КМалевича, творчество В.Кандинского и его трактат «О духовном в искусстве», творчество П.Филонова, живописный и архитектурный авангард с его пафосом делания полезных вещей и преобразования среды как средства преображения мира, творчество В.Хлебникова и В.Маяковского, русский футуризм, опера М.Матюшина, В.Хлебникова, К.Малевича «Победа над солнцем» все это так или иначе соотносится с идеями Федорова.
Из современников Н.Ф.Федорова подобное восторженное пророческое видение будущего искусства оказало особое заметное влияние на
В.С.Соловьева.
Отчетливее всего оно проявилось в его эстетических работах конца 80-х начала 90-х годов.

«Общий смысл искусства» формулируется В.С.Соловьевым прямо по-федоровски: «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить
абсолютный идеал не в одном воображении, а й в самом деле, должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь»3.
Но сама сущность «одухотворения» и «пресуществления» жизни понимается здесь Н.Ф.Федоровым и В.С.Соловьевым по-разному.
Именно соловьевский вариант был преображен русским символизмом в концепцию теургического искусства.4
У Федорова есть много интересных высказываний, относящихся к современной ему наук, из которых можно сделать вполне современные нам выводы.
1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
-М ., 1982.
С.
573.
2Федоров Н.Ф.
Сочинения.
-М , 1982.
С.
560.
3Соловьев В.С.
Соч.
в 2-х тт.
М., 1989.
Т.
2.
С.
115.
4 А.Белый в своих воспоминаниях о А.А.Блоке писал; «Все искания и воплощения возникали проблемою связи Владимира Соловьева и Н.Ф.Федорова с философией русской общественной мысли».
Дальнейшей задачей, провозглашал
он в обычном для символизма стиле, «будет соединение философии Федорова с углубленной проблемой народничества, воскресения народного коллектива как хора, оркестра».
(«Эпопея».
Литературный ежемесячник, под ред.
А.Белого.
Москва-Берлин.
1922, № 2,
с.
119).

[Back]