* 46 Космизм также замешан на идее единства, поэтому неизбежен соблазн отнесения к «космистам» большей группы мыслителей, чем, наверное, следовало бы. И) крупного русского философа В.С. Соловьева с точки зрения 0 Ф 0 поставленной проблемы заслуживают также особого внимания. В его историософской концепции наибольшее значение имеют две идеи космизма: идея единства мира как гармонического целого, обладающего способностью эволюционирования, а также идея космической природы и предназначения человека. Главным вопросом его философии является идея всеединства: «Существует ли и в чем заключается высшее благо, или то единое, чему необходимо подчиняются все прочие блага как безусловному мерилу I (критерию) желательности вообще?» . Отвечая на этот вопрос, мыслитель создает свою философию. Он находит истинное благо во всеединстве: «Зародыш самой истины есть зародыш ее всецельности, и внутренний рост этого зародыша может быть только развитием истинной всецельности...» ... «В гегельянстве философский субъект ближе всего подходит к своему подлинному и окончательному определению как становящийся разум истины. Но, поднявшись на эту высоту, он испытывает головокружение и безумно воображает, что начало его разумения истины есть возникновение самой Л истины» . Он стремился быть фундаментальным философом, хорошо знал философскую классику, можно сказать, что был учеником Г.В.Ф. Гегеля, пытался выразить своеобразие философии на русской почве. Что такое Истина и свобода для него были реальными вопросами. Старое дельфийское требование «познай самого себя», для философа «не могло внушать познания к себе как эмпирического хаоса, или как логической отвлеченности; оно должно было указывать на субъекта в третьем смысле, как истинно философского; он же определяется не в своей 0 1 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1.С. 204. ” Соловьев В.С. Форма разумности и разум истинности //Там же. С. 829. |
35 Во-первых, по причислению к «космистам» различных мыслителен. И это понятно доминирующей идеей философии того времени была идея «всеединства»» (но это уже иной разговор, в центре которого должен оказаться Владимир Соловьев). Космизм также замешан на идее единства, поэтому отнесения к «космистам» 1 У группы мыслителей, чем наверное, следовало бы. Во-вторых, по интерпретации федоровского наследия и его влияния. Данная проблема нуждается в подробном, тщательном анализе, безусловно, выходящим за пределы данной работы, но нам все-таки, учитывая культурологическую специфику исследования наиболее интересными являются те представители космизма, чьи идеи наиболее ясно прослеживаются как в творчестве исследуемых писателей, поэтов и художников. Идеи крупного русского философа В.С.Соловьева с точки зрения поф ставленной проблемы заслуживают также особого внимания. В историософской концепции В.С.Соловьева наибольшее значение имеют две идеи космизма: идея единства мира как гармонического целого, обладающего способностью эволюционирования, и идея космической природы и предназначения человека. Смысл и цель мирового порядка философ видит в постепенной реализации всеединства, которое он истолковывает как сферу божественного. Природный мир, по Соловьеву, является воплощением божественного порядка, а посредником между божественной и природными сферами служит мировая душа, мудрость божья София, выступающая связующим звеном между Богом и его творением, и придающая всему высшему разумность и смысл. При этом положение о нисхождении через Софию Божественной активности до человека и восхождения через церковь активности человека до Бога трактуется Соловьевым не как пассивное богопочитание, что характерно для церковной интерпретации, а как совместная деятельность Бога по пересозданию мира. Другой важнейшей категорией, пронизывающей всю философскую систему В.С.Соловьева и имеющую прямое отношение к космическому |