Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 47]

# # 47 материальной пестроте и не в своей формальной пустоте, а в своем безусловном содержании, как становящийся разум самой истины Следовательно познай самого себя значит познай истину»1.
Смысл и цель мирового порядка философ видит в постепенной реализации всеединства, которое он истолковывает как сферу божественного.
Природный мир, по
В.С.
Соловьеву, является воплощением божественного порядка, а посредником между божественной и природными сферами служит мировая душа, мудрость божья София, выступающая связующим звеном между Богом и его творением, и придающая всему высшему разумность и смысл.
При этом положение о нисхождении через Софию Божественной активности до человека и восхождения через церковь активности человека до Бога трактуется
философом не как пассивное богопочитание, что характерно для церковной интерпретации, а как совместная деятельность Бога по пересозданию мира.
Другой важнейшей категорией, пронизывающей всю философскую систему В.С.
Соловьева и имеющую прямое отношение к космическому
видению окружающей действительности и невидимому миру, является понятие Софии которая лучезарным светом разливается по всей Вселенной».
В отличие от абстрактно-философского «всеединства» СофияПремудрость доступна чувственному восприятию, но только подвижникам и только в минуты наивысшего вдохновения.

Он сам испытывал соприкосновение с неземной вселенской силой в образе премудрой Софии.
Эти встречи описаны русским философом в хрестоматийной поэме «Три свидания».
Через
творчество мыслителя этот космоорганизующий и земноустроительный проект был воспринят всей плеядой последователей главных представителей философии русского Ренессанса.
1 Соловьев В.С.
Форма разумности и разум истинности // Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
М., 1988.
Т.1.
С.
831.
[стр. 35]

35 Во-первых, по причислению к «космистам» различных мыслителен.
И это понятно доминирующей идеей философии того времени была идея «всеединства»» (но это уже иной разговор, в центре которого должен оказаться Владимир Соловьев).
Космизм также замешан на идее единства, поэтому отнесения к «космистам» 1 У группы мыслителей, чем наверное, следовало бы.
Во-вторых, по интерпретации федоровского наследия и его влияния.
Данная проблема нуждается в подробном, тщательном анализе, безусловно, выходящим за пределы данной работы, но нам все-таки, учитывая культурологическую специфику исследования наиболее интересными являются те представители космизма, чьи идеи наиболее ясно прослеживаются как в творчестве исследуемых писателей, поэтов и художников.
Идеи крупного русского философа В.С.Соловьева с точки зрения поф ставленной проблемы заслуживают также особого внимания.
В историософской концепции В.С.Соловьева наибольшее значение имеют две идеи космизма: идея единства мира как гармонического целого, обладающего способностью эволюционирования, и идея космической природы и предназначения человека.
Смысл и цель мирового порядка философ видит в постепенной реализации всеединства, которое он истолковывает как сферу божественного.
Природный мир, по
Соловьеву, является воплощением божественного порядка, а посредником между божественной и природными сферами служит мировая душа, мудрость божья София, выступающая связующим звеном между Богом и его творением, и придающая всему высшему разумность и смысл.
При этом положение о нисхождении через Софию Божественной активности до человека и восхождения через церковь активности человека до Бога трактуется
Соловьевым не как пассивное богопочитание, что характерно для церковной интерпретации, а как совместная деятельность Бога по пересозданию мира.
Другой важнейшей категорией, пронизывающей всю философскую систему В.С.Соловьева и имеющую прямое отношение к космическому


[стр.,36]

36 видению окружающей действительности и невидимому миру, является понятие «Софии-Премудрости, которая лучезарным светом разливается по всей Вселенной».
В отличие от абстрактно-философского «всеединства» София-Премудрость доступна чувственному восприятию, но только подвижникам и только в минуты наивысшего вдохновения.

Сам С.В.Соловьев испытывал соприкосновение с неземной вселенской силой в образе премудрой Софии.
Эти встречи описаны русским философом в хрестоматийной поэме «Три свидания».
Через
В.С.Соловьева этот космоорганизующий и земноустроительный проект был воспринят всей плеядой последователей главных представителей философии русского Ренессанса.
В.С.Соловьев в своем объяснении истории исходит из двух главных субъектов исторического процесса: Бога и человека1.
На основе этого он строит свою концепцию богочеловечества, которая базируется на триадической формуле: тезисом и антитезисом выступают совершенный Бог и грешный человек, синтезом является Иисус Христос, который согласно христианской догматике и полный Бог, и полный человек.
Его образ служит не только идеалом, к которому стремится индивид, но и высшей целью истории в целом.
Сама история человечества есть не что иное как единый богочеловеческий процесс, создающий все более совершенные формы общества2.
Мировой космический процесс проходит, по мнению Соловьева, много последовательных ступеней своего развития: от формирования звезд до создания совершенной формы человеческого организма.
В человеке природа перерастет саму себя и переходит в область бытия абсолютного.
Имея в своем сознании божественную идею и выступая, одновременно частью природного мира, человек является проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность вселенной.
Тем самым, каждый человек своей глубочайшей сущностью уходит в вечный мир, является необходимым звеном в абсолютном целом, в едином космосе.
1Соловьев В.С.
Чтения о богочеловечестве//Соч.: В 2-тг.
Т.
2.
-М , 1989.
С.
27.
2Соловьев В.С.
Статьи из энциклопедического словаря //Соч.: В 2-х тт.
Т.
2.
М,.
1988.
С.
441.

[Back]