Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 48]

48 В.С.
Соловьев в своем объяснении истории исходит из двух главных субъектов исторического процесса: Бога и человека.
На основе этого он строит свою концепцию богочеловечества, которая базируется на триадической формуле: тезисом и антитезисом выступают совершенный Бог и грешный человек, синтезом является Иисус Христос, который согласно христианской догматике и полный Бог, и полный человек.
Его образ служит не только идеалом, к которому стремится индивид, но и высшей целью истории в целом.
Сама история человечества есть не что иное, как единый богочеловеческий
4 процесс, создающий все более совершенные формы общества.2 Мировой космический процесс проходит, по мнению философа, много последовательных ступеней своего развития: от формирования звезд до создания совершенной формы человеческого организма.
В человеке природа
перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного.
Имея в своем сознании божественную идею и выступая, одновременно частью природного мира, человек является проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность вселенной.
Тем самым, каждый человек своей глубочайшей сущностью уходит в вечный мир, является необходимым звеном в абсолютном целом, в едином космосе.

Человек, у В.С.
Соловьева вводится в самую сердцевину природного мира с одной задачей оберегать этот мир от разрушения.
Человек, по его утверждению, «не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и
свободно»3.
Человеку следует улучшать природу, как самого себя.
Перед человеком стоит задача осуществления нравственной организации материальной жизни, что возможно лишь на основе любви к природе.
В историческом развитии
мыслитель выделяет три типа отношения человека к 1См.: Соловьев В.С.
Идея человечества у Августа Конта // Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
М., 1988.
Т.
2.
~Соловьев В.С.
Статьи из энциклопедического словаря //
Там же.
С.
441.
3 Соловьев В.С.
Красота в природе // Русский космизм: Антология философской мысли / Предисл.
С.Г.
Семеновой, А.Г.
Гачевой.
М., 1993.
С.
97.
[стр. 36]

36 видению окружающей действительности и невидимому миру, является понятие «Софии-Премудрости, которая лучезарным светом разливается по всей Вселенной».
В отличие от абстрактно-философского «всеединства» София-Премудрость доступна чувственному восприятию, но только подвижникам и только в минуты наивысшего вдохновения.
Сам С.В.Соловьев испытывал соприкосновение с неземной вселенской силой в образе премудрой Софии.
Эти встречи описаны русским философом в хрестоматийной поэме «Три свидания».
Через В.С.Соловьева этот космоорганизующий и земноустроительный проект был воспринят всей плеядой последователей главных представителей философии русского Ренессанса.
В.С.Соловьев в своем объяснении истории исходит из двух главных субъектов исторического процесса: Бога и человека1.
На основе этого он строит свою концепцию богочеловечества, которая базируется на триадической формуле: тезисом и антитезисом выступают совершенный Бог и грешный человек, синтезом является Иисус Христос, который согласно христианской догматике и полный Бог, и полный человек.
Его образ служит не только идеалом, к которому стремится индивид, но и высшей целью истории в целом.
Сама история человечества есть не что иное как единый богочеловеческий
процесс, создающий все более совершенные формы общества2.
Мировой космический процесс проходит, по мнению
Соловьева, много последовательных ступеней своего развития: от формирования звезд до создания совершенной формы человеческого организма.
В человеке природа
перерастет саму себя и переходит в область бытия абсолютного.
Имея в своем сознании божественную идею и выступая, одновременно частью природного мира, человек является проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность вселенной.
Тем самым, каждый человек своей глубочайшей сущностью уходит в вечный мир, является необходимым звеном в абсолютном целом, в едином космосе.

1Соловьев В.С.
Чтения о богочеловечестве//Соч.: В 2-тг.
Т.
2.
-М , 1989.
С.
27.
2Соловьев В.С.
Статьи из энциклопедического словаря
//Соч.: В 2-х тт.
Т.
2.
М,.
1988.
С.
441.


[стр.,37]

37 Человек, у В.С.Соловьева вводится в самую сердцевину природного мира с одной задачей оберегать этот мир от разрушения.
Человек, по его утверждению, "не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и
свободно"1.
Человеку следует улучшать природу, как самого себя.
Перед человеком стоит задача осуществления нравственной организации материальной жизни, что возможно лишь на основе любви к природе.
В историческом развитии
В.С.Соловьев выделяет три типа отношения человека к природе: 1) традиционно восточный "страдательное подчинение ей"; 2) классический западный отрицательно-деятельное отношение, пользование природой как безразличным орудием; 3) положительно-деятельное отношение "утверждение ее идеального состояния того, чем она должна стать через человека"2.
В итоговом, новом типе отношения должно осуществиться Воскрешение природы.
В поэзии Соловьева софиология была трансформирована в софийноэротический цикл, который как раз и дает возможность понять сущность эстетического космизма этого религиозного философа в полном объеме.
Героиней софийно-эротического цикла является Вечная Женственность —«темного хаоса светлая дочь», как сказал Соловьев в одном из своих стихотворении.
его эротизма невозможно уяснить без понимания соловьевского деления любви на земную (Афродита Пандемос) и небесную (Афродита Урания).
Чем глубже интимные переживания поэта, тем более тесно сближаются они с божественной красотой Космоса, ибо Вечная Женственность, по представлению Соловьева, являет собой объективную красоту мира, которая «все, чем красна Афродита мирская» совместит «чище, сильней, и живей, и полней».
Здесь в эстетических категориях провозглашается тот факт, что личное глубочайшее чувство любви пронизано запредельным, трансцендентным, божественным.
Человек, испытывающий подлинно любовные чувства, экзистенциально переживающий красоту человека или природы, причащается к красоте божест1Русский космизм.
Антология философской мысли.
-М ., 1993.
С.
97 2СоловьевВ.С.
Собр.
соч.
М., 1988.
Т.1.
—С.
427.

[Back]