Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 62]

62 В.В.
Кандинский строит свою эстетическую концепцию, используя в явной и
0 неявной форме принципы теософии.
Влияние теософии сказалось на творчестве поэтов А.
Белого и М.
Волошина, скульптора
С.Т.
Коненкова.
Такие атрибуты идеологии авангардистского искусства XX века, как приоритет вымысла над фактом, искушение тайнами древности потребность в мистификациях, смещение идеала в сферу запредельного, и многие другие сложились под влиянием теософических идей.
В рамках русского религиозного космизма хорошо заметная глубокая
# генетическая связь между теософией Е.П.
Блаватской и учением
Агни-Иога Н.К.
и Е.И.
Рерихов обращение к Беспредельности, Космическому Разуму.
Мыслитель и художник
Николай Константинович Рерих (1874-1947) несет в своем творчестве весть о единстве всех людей, всех существ на Земле, обладающих таинственным даром бытия в художественных полотнах, поэтических и прозаических произведениях: «Синтез есть самое трудное, самое редкое и самое великое достижение, именно это венец, завершающий земной путь»1.
Органическое сочетание разных, на первый взгляд бесконечно далеких друг от друга культур и цивилизаций создает, по убеждению
философа, ключ к тайнам космического бытия человека.
Человек в его представлении является сначала жителем Космоса, а уж потом жителем Земли.
Внутренний мир
0 человека для Рериха-писателя есть объект космической значимости.
Любое движение души, любое пробуждение способно вызвать существенный резонанс в окружающем мире.
В значительном труде, вобравшем в себя несколько произведений, написанном Н.К.
Рерихом и его женой Е.И.
Рерих «Агни Йога» («Живая Этика»)
ставится задача трансформации человеческого сознания, поднятия его на космический уровень.
Рерихи предвещают в будущем открытие многих источников энергии, последующих вслед за применением электричества.
Но прежде, считают они, людям следует
«ооратить внимание на 0 ------------------------------Рерих Н.К.
Семь великих тайн космоса.
Бишкет,
1991.
С.
29.
[стр. 39]

39 ромное влияние на космизацию художественного сознания.
В России это влияние прослеживается по трем линиям: А.Н.Скрябин пытается найти в своей космически масштабной «Мистерии» музыкальный эквивалент для выражения идей теософской космогонии; Н.К.Рерих активно участвует в записи и осмыслении текстов Агни Йоги, преемственно связанной с доктриной Е.П.Блаватской; В.В.Кандинский строит свою эстетическую концепцию, используя в явной и неявной форме принципы теософии.
Влияние теософии сказалось на творчестве поэтов А.Белого и М.Волошина, скульптора
С.Коненкова.
Такие атрибуты идеологии авангардистского искусства XX века, как приоритет вымысла над фактом, искушение тайнами древности, потребность в мистификациях, смещение идеала в сферу запредельного, и многие другие сложились под влиянием теософических идей.
В рамках русского религиозного космизма хорошо заметна глубокая
генетическая связь между теософией Е.П.Блаватской и учением Агни-Йога Н.К.
и Е.И.Рерихов обращение к Беспредельности, Космическому Разуму.
Мыслитель и художник
Н.К Рерих (1887-1947) несет в своем творчестве весть о единстве всех людей, всех существ на Земле, обладающих таинственным даром бытия в художественных полотнах, поэтических и прозаических произведениях.
«Синтез есть самое трудное, самое редкое и самое великое достижение, именно это венец, завершающий земной путь»1.
Органическое сочетание разных, на первый взгляд бесконечно далеких друг от друга культур и цивилизаций создает, по убеждению
Н.К.Рериха, ключ к тайнам космического бытия человека.
Человек в его представлении является сначала жителем Космоса, а уж потом жителем Земли.
Внутренний мир
человека для Рериха-писателя есть объект космической значимости.
Любое движение души, любое пробуждение способно вызвать существенный резонанс в окружающем мире.
В значительном труде, вобравшем в себя несколько произведений, написанном Н.КРерихом и его женой Е.И.Рерих "Агни Йога'' ("Живая Этика")
ста1 Рерих Н,К Семь великих тайн космоса -Бишкет.
Феникс, 1991.
С.
29

[стр.,40]

40 вится задача трансформации человеческого сознания, поднятия его на космический уровень.
Рерихи предвещают в будущем открытие многих источников энергии, последующих вслед за применением электричества.
Но прежде, считают они, людям следует
"обратить внимание на свой микрокосм, на сердце, в котором дремлют все энергии мира"1.
Немало замечательных высказываний о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса содержится в "Живой Этике".
Она утверждает неотделимость области духа от физических законов.
Люди планеты Земля обладают колоссальной мощью, космической силой, которая именуется Рерихами "психической энергией".
Следует направить усилия на постижение микрокосмоса, громадных, но не выявленных возможностей и сил космического масштаба.
Выявляя неразрывную связь духовного мира с "космическим пульсом", Рерихи считают необходимым возвысить сознание нравственных ориентиров на уровень космической ответственности человека за свои деяния, поступки и даже мысли уходящего века.
Мировоззрение Рерихов это оригинальная, не знающая аналогов философская система, по-своему объясняющая таинства жизни и смерти, место человека в эволюции Космоса и роль Космоса в эволюционном развитии человека.
Близким к философско-религиозному выступает поэтическохудожественное космическое течение.
Так, в романе русского писателя, журналиста и общественного деятеля В.Ф.Одоевского "Русские ночи" прорисовывается представление о человеке как активной, творческой силе универсума, проводится мысль о взаимосвязи человека со всей природной и даже космической судьбой.
Как писатель-фантаст, он интересен прежде всего тем, что он впервые в истории русской литературы XIX века внес в свое творчество элемент научного мировоззрения, отталкиваясь от него в раскрытии достаточно разнообразных замыслов.
Его же роман-утопия "4338 год.
Петербургские письма" представляет глазам читателя преобразованную и окультуренную планету, где регулируются климат, атмосфера и, даже, начата регуляция душевно1Н.К.
и Е.И.Рерихи.
АгниЙога.
Врата в будущее.
М., 1994.
С.
246

[Back]