Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 68]

68 Эти эры будут повторяться циклично, вплоть до возникновения «сверхчеловека», который будет обладать абсолютным всезнанием.
В конечном итоге идеалом
мыслителя предстает активное участие человека в жизни Вселенной, ее преобразование во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.
Теория космических эр служит, как и философия общего дела
Н.Ф.
Федорова, задаче спасения человечества, но еще дальше ушла от христианского мировоззрения.
И вообще в космической философии
философа можно найти «...
самую пеструю смесь разного рода влияний —от индуистскобудийских верований в реинкарнацию, античного
гилозоизма и эвдемонизма до морали «разумного эгоизма» и современной ему теософии» .
В работах
К.Э.
Циолковского усматривается развитие основных положений «Философии общего дела», по-видимому, все-таки можно говорить о влиянии и преемственности федоровских идей: «Наступит объединение, прекратятся
вследствие этого войны...
Счастливое общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротой...
человек сделается истинным хозяином Земли.
Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать
океаны.
Климат будет изменяться по желанию или
надобности...
Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по
всей 2 Солнечной системе.
Посетят и изучат все ее планеты» .

Циолковский Космос, правда, отличается от федоровского космоса у последнего это пустой дом, который человечество должно преобразовать, сделать пригодным для жизни и заселить, а для К.Э.
Циолковского —кишащее разумными существами пространство, в котором человек вправе лишь надеяться на место под солнцем.

При этом космизм Н.Ф.
Федорова более моралистичен (для него это, прежде всего мораль нового, нравственного общества, замешанная на идее воскрешения),
а космизм К.Э.
Циолковского Семенова С.Г., А.Г.
Гачева К.Э.
Циолковский // Русский космизм: Антология философской мысли/Сост.
С.Г.
Семеновой, А.Г.
Гачевой.
М., 1993.
С.
263.
Циолковский К.Э.
Монизм Вселенной //Там же.
С.
271.
1
[стр. 43]

43 «Научная этика», «Космическая философия» и др., в которых он как раз развивает концепции, характерные для космизма живая Вселенная, человек как часть Космоса, человечество как фактор эволюции Вселенной.
Ученый наметил основное направление в изучении проблем Живого Космоса.
Всюду, где только можно великий мыслитель проводил идею жизнесущности Мироздания.
Считая, что первичные элементы материи не исчезают бесследно, а переходят из одной формы в другую, Циолковский предполагал: став строительным материалом живой ткани или нервных клеток, атомы сами становятся живыми и мыслящими.
Всякий атом чувствует себя сообразно окружающей обстановке.
Попадая в высокоорганизованное существо, он как бы живет их жизнью, попадая в мир неорганический он как бы спит.
Циолковский называет атом «гражданином Вселенной и бессменным гражданином Космоса.
Особое место в творчестве Циолковского занимает теория космических эр, которые суждено пройти человечеству.
Эр всего четыре эра рождения (начинается вступлением в космическую эру), эра становления (эра расселения человечества по всему космосу несколько сотен лет), эра распада человечества (временной диапазон аналогичен предыдущему), терминальная эра (ей отводится десяток миллиардов лет, когда человечество ответит на вопрос, заданный Вселенной в его лице, осуществит переход от из вещественной формы в лучистую на современном языке корпускулярную форму бытия).
Эти эры будут повторяться циклично, вплоть до возникновения "сверхчеловека", который будет обладать абсолютным всезнанием.
В конечном итоге идеалом
К.Э.Циолковского предстает активное участие человека в жизни Вселенной, ее преобразование во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.
Теория космических эр служит, как и философия общего дела
Федорова, задаче спасения человечества, но еще дальше ушла от христианского мировоззрения.
И вообще в космической философии
Циолковского можно найти «...самую пеструю смесь разного рода влияний от индуистско-будийских верований в реинкарнацию, ан

[стр.,44]

44 тичного гилозоизма и эвдемонизма до морали «разумного эгоизма» и современной ему теософии.
В работах
Циолковского усматривается развитие основных положений «Философии общего дела», по-видимому, все-таки можно говорить о влиянии и преемственности федоровских идей: «Наступит объединение, прекратятся после этого войны...
Счастливое внутреннее устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротой...
Человек сделается истинным хозяином Земли.
Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать
атомы.
Климат будет изменяться по желанию или
необходимости...
Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по
Солнечной системе.
Посетят и изучат все ее планеты....»\
Космос Циолковского, правда отличается от Космоса Федорова у Федорова это пустой дом, который человечество должно преобразовать, сделать пригодным для жизни и заселить.
Для Циолковского кишащее разумными существами пространство, в котором человек вправе лишь надеяться на место под солнцем.
Космизм Федорова более моралистичен (для него это, прежде всего мораль нового, нравственного общества, замешанная на идее воскрешения), космизм Циолковского более техничен (результат теоретическая разработка космических аппаратов).
Однако, в какой-то мере Циолковский близок не только к федоровским заселениям космоса, регуляции природы, но даже его обоснованию проекта воскрешения мертвых посредством сбора атомов: «Опять говорят: Я умру, вещество мое рассеется по всему земному шару, как же я могу ожить? До вашего рождения вещество ваше тоже было рассеяно, однако это не помешало вам родиться...После каждой смерти получается одно и то же рассеяние...»2.
Да и сам человек, как уже упоминалось, совокупность бессмертных атомов.
1Русский космизм.
Антология философской мысли.
-М ., 1993.
С.
263.
1Русский космизм.
Антология философской мысли.
-М ., 1993.
С.
276.

[Back]