Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 81]

81 # ♦ ♦ Литературно-художественное течение характеризовалось устойчивым стремлением к синтезу религиозно-нравственного начала, философского разума и поэзии как живого инстинкта, постигающего цельность мироздания В.Ф.
Одоевского вырисовываются темы, такие, как конечные цели и смыслы жизни человечества, принципы и границы регуляции, как нравственной, так и естественнонаучной, синтез «науки, искусства и религиозного чувства», критика «эксплуатирующей» направленности цивилизации.
Безусловно они раскрывают идеи, присущие русскому космизму.
Классик драматургии Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) предлагает своим читателям «Учение Всемира», развивающее концепцию активной эволюции, космического будущего человечества.
В развитии человеческого общества писатель выделяет три этапа: первый
«...есть теллургическое или земное человечество...» то, что обитает в «..
.тесных границах...» земного шара; второй «...солярное человечество...», охватывающее своей
жизнедеятельностью Солнечную систему; третий «...сидерическое, или всемирное человечество...» все миры, обитаемые «...во всей бесконечности Вселенной...».
1 Автор намечает этапы значительной эволюции человека, начинаемой со звероподобного «антропофага» и заканчиваемой «экстремумом» лучезарной духовной личностью, формированием бессмертного звездного человечества, воплощающего абсолютный дух.
В эволюционном процессе человек совершит значительные преобразования в отношении своей собственной природы, осуществит «реформу телесного организма» и станет бессмертным духовным существом.
Тем самым А.В.
Сухово-Кобылин предваряет идеи Тейяра де Шардена, многих фантастов, мыслителей XX столетия о возможности существования постсоциальной формы разума.
Труд писателя был одним из
# Сухово-Кобылин А.В.
Философия философской или социология (учение Всемира) // Русский Сост.
С.Г.
Семеновой, А.Г.
Гачевой.
М., 1993.
С.
52.
[стр. 41]

41 психической деятельности.
В.Ф.Одоевский одним из первых мыслителей связал идеи космического полета с возможностями разрешения проблем роста народонаселения на нашей планете.
Вместе с тем, утопия Одоевского наряду с картиной впечатляющих успехов в освоении Земли и ближнего космического пространства показывает значимость космического проявления нравственного и творческого признания человека в мире, поднимает вопрос о целях и принципах регуляции природы и классических процессов.
Классик своим читателям "Учение Всемира", развивающее концепцию активной эволюции, космического будущего человечества.
В развитии человеческого общества писатель выделяет три этапа: первый
"теллургическое или земное человечество" то, что обитает в "тесных границах" земного шара; второй "солярное человечество", охватывающее своей тельностью Солнечную систему; третий сидерическое, или всемирное человечество все миры, обитаемые во всей бесконечности Вселенной" .
Автор намечает этапы значительной эволюции человека, начинаемой со звероподобного "антропофага" и заканчиваемой "экстремумом" лучезарной духовной личностью, формированием бессмертного звездного человечества, воплощающего абсолютный дух.
В эволюционном процессе человек совершит значительные преобразования в отношении своей собственной природы, осуществит "реформу телесного организма" и станет бессмертным духовным существом.
Тем самым А.В.Сухово-Кобылин предваряет идеи Тейяра де Шардена, многих фантастов, мыслителей XX столетия о возможности существования постсоциальной формы разума.
Труд писателя был одним из
примеров космической мечты, возникший в XIX веке, который предшествовал строгой науке и техническому воплощению, 1Антология русского космизма.
Русский космизм.
М., 1993.
С.
25.

[Back]