примеров космической мечты, возникший в XIX веке, который предшествовал строгой науке и техническому воплощению, нашедшему свое частичное продолжение у А.Л. Чижевского и К.Э. Циолковского. Философия русского космизма нашла яркое отражение в литературе символизма. Русская культура символизма как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникли и складывались на пересечении и взаимном дополнении внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения к действительности. Символизм объединял поэтов и писателей разных поколении и идеинои направленности, для так называемых «старших символистов» Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта символизм был новым этапом в поступательном развитии искусства, пришедшим на смену реализму. Во многом они следовали концепции «искусство для искусства». Так называемые «младшие» символисты (А. Белый, Вяч. И. Иванов, А. Блок) были приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе учения философа В.С. Соловьева. Однако при всех разногласиях символистов объединяет ряд общих задач. Во-первых, новые формы искусства символисты рассматривали не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира, как принципиально новый тип художественного и нравственно религиозного мышления. А. Белый считал, что символизм никогда не был школой искусства, а был тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему искусство. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождающихся чувством неблагополучия и неустойчивости. Во-вторых, они не ограничивались, постановкой чисто литературных проблем, не хотели быть «только искусством». Задачей символистов стало создание особого мироощущения и умонастроения, которое берет начало в идеалистической философии В.С. Соловьева. Их объединяет эсхатологичность мышления, убеждение в 1См.: Белый А. О смысле познания / Под ред. Н.В. Алехина. Минск, 1991. |
57 пересечении и взаимном дополненнии внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философскоэстетического отношения к действительности. Символизм объединял поэтов и писателей разных поколений и идейной направленности. Для так называемых “старших символистов'” Д.Мережковского, В.Брюсова, КБальмонта, Ф.Соллогуба, и др. символизм был новым этапом в поступательном развитии искусства, пришедшим на смену реализму. Во многом они следовали концепции “искусство для искусства”. Так называемые “младшие” символисты (АБелый, Вяч.Иванов, А.Блок) были приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе учения философа В.С.Соловьева. Однако при всех разногласиях символистов объединяет ряд общих задач. Во-первых, новые формы искусства символисты рассматривали не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира, как принципиально новый тип художественного и нравственно-религиозного мышления. Как писал А.Белый, символизм никогда не был школой искусства, а был тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождающихся чувством неблагополучия и неустойчивости. Во-вторых, они не ограничивались постановкой чисто литературных проблем, не хотели быть “только искусством” Их задачей стало создание особого мироощущения и умонастроения, которое берет начало в идеалистической философии В.С.Соловьева. Их объединяет эсхатологичность мышления, убеждение в “жизнестроительском” призвании искусства, острое ощущение конца “исторического времени..В самом общем плане символизм отражал кризис традиционного гуманизма, разочарованноть в неотвратимости смерти, творческую неспособность личности выйти за пределы своего “я”. Символисты пытаются осмыслить место личности в общечеловеческом процессе развития через “таинственную связь” с |