Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 83]

83 «жизнестроительском» призвании искусства и острое ощущение конца «исторического времени».
В самом общем плане символизм отражал кризис традиционного гуманизма,
разочарованность в неотвратимости смерти, а также творческую неспособность личности выйти за пределы своего «я».
Символисты пытаются осмыслить место личности в общечеловеческом процессе развития через
«таинственную связь» с вечностью, с сутью вселенского мирового движения.
Они полагали, что мир может быть познан и понят только через интуицию, которая отождествляется ими с мистическим прозрением и противопоставляется рациональному познанию как ее «ближайшему прообразу».
Здесь они следовали программе В.С.
Соловьева, считая его своим поэтическим предтечей: Милый друг, иль ты не видишь.
Что все видимое нами Только отблеск, только тени
2 От незримого очами? Наиболее важным для символистов являлось отождествление художественного познания мира с процессом его творческого преобразования.
Идея пересоздания мира средствами искусства и панэстетизм
создаваемой искусством рубежа столетий картины мира имеют свои корни в всепроникающей идеей жизнестроительной функции искусства Н.Ф.
Федорова, В.С.
Соловьева, Ф.М.
Достоевского.
Осуществить слияние с жизнью и прийти к желаемой цели русское искусство пытается
различными путями: первый путь «небесный», теургический, магический, трансцендентальный, которым идет символизм; второй путь «земной», деятельный, миссионерский это светлое искусство модерна: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура.
Важной чертой символистской поэтики был «мифологизм» восприятие
1См.: Белый А.
О смысле познания / Под ред.
Н.В.
Алехина.
Минск, 1991.
* Блок А.
и основные тенденции развития литературы начала XX века: Сборник стихов / Под ред.
Л.Н.
Киселева.
Тарту, 1986.
С.
57.
[стр. 57]

57 пересечении и взаимном дополненнии внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философскоэстетического отношения к действительности.
Символизм объединял поэтов и писателей разных поколений и идейной направленности.
Для так называемых “старших символистов'” Д.Мережковского, В.Брюсова, КБальмонта, Ф.Соллогуба, и др.
символизм был новым этапом в поступательном развитии искусства, пришедшим на смену реализму.
Во многом они следовали концепции “искусство для искусства”.
Так называемые “младшие” символисты (АБелый, Вяч.Иванов, А.Блок) были приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе учения философа В.С.Соловьева.
Однако при всех разногласиях символистов объединяет ряд общих задач.
Во-первых, новые формы искусства символисты рассматривали не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира, как принципиально новый тип художественного и нравственно-религиозного мышления.
Как писал А.Белый, символизм никогда не был школой искусства, а был тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство.
Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождающихся чувством неблагополучия и неустойчивости.
Во-вторых, они не ограничивались постановкой чисто литературных проблем, не хотели быть “только искусством” Их задачей стало создание особого мироощущения и умонастроения, которое берет начало в идеалистической философии В.С.Соловьева.
Их объединяет эсхатологичность мышления, убеждение в “жизнестроительском” призвании искусства, острое ощущение конца “исторического времени..В самом общем плане символизм отражал кризис традиционного гуманизма, разочарованноть в неотвратимости смерти, творческую неспособность личности выйти за пределы своего “я”.
Символисты пытаются осмыслить место личности в общечеловеческом процессе развития через
“таинственную связь” с

[стр.,58]

58 вечностью, с сутью вселенского мирового движения.
Символисты считают, что мир может быть познан и понят только через интуицию, которая отождествляется ими с мистическим прозрением и противопостовляется рациональному познанию как ее “бледнейшему прообразу”1.
Здесь они следовали программе В.С.Соловьева, считая его своим поэтическим предтечей: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени
От незримого очами?2 Наиболее важным для символистов являлось отождествление художественного познания мира с процессом его творческого преобразования.
Искусство по А.Белому, творит новую действительность, обладающую после того, как образ создан реальностью.
Идея пересоздания мира средствами искусства и панэстетизм
создаваемои искусством ч _ * столетии картины мира имеют свои корни в всепроникающей жизнестроительнои функции искусства Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Ф.М.Достоевского.
Осуществить слияние с жизнью и прийти к желаемой цели русское искусство пытается
различныи ми путями: первый путь теургический, магический, трансцендентальный, которым идет символизм; второй путь «земной», деятельный, миссионерский это светское искусство модерна: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура.
Важной чертой символистской поэтики был «мифологизм» восприятие
мира, как мифа «творимой легенды».
Общая картина мира предстает как некий «унивесальный текст» (мировой «космогонический миф» по словам Вяч.Иванова).
Примеры такого восприятия мира символисты находят в мифопоэтической философии В.С.Соловьева.
Здесь «теза» мирового развития («допри1Белый А.
О смысле познания.
Пг.?1922.
2Гуковский.
Г.А.
К вопросу о творческом методе А.А.Блока // Лит.
наследство.
Т.
92.
Кн.
1.
С.
57.

[Back]