Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 85]

85 как одну из несущих ее частей, отражающую в особой форме философские идеи автора.
Именно в
наследии поэта можно найти немало созвучий, # # # постулируемых космизмом.
В первую очередь это касается одной из центральных для русской философии идей о софийности,
тщательно разработанной в учении В.С.
Соловьева.
Именно от него она была воспринята символистами.
У
А.
Белого она представлена в целом ряде статей по теории и философии символизма и выступает как связующее звено между природой и духом, как единство материального и духовного, но главное как движущая сила творчества, единение между художником и Вселенной.
Искусство, имеющее, по
мнению поэта, религиозную основу (теургическое искусство) не может существовать без соединения с Мировой Вселенной Душой Софией.
Без приобщения к Софии не может состояться личность, поскольку именно она учит человека сверять свою жизнь с категориями вечности.
Здесь особенно
ощутима созвучность идей поэта философским построением В.С.
Соловьева и, одновременно, влияние идей космизма о преображении Космоса и Вселенной силами единой вечной Мировой Вселенской Души:
«Мы были —сумеречной мглой 1 0 Мы будем пламенные духи» .
Не случайно именно обращения к Вечности столь часто встречаются в лирике А.
Белого.
Слияние с Вселенной в его творчестве дает человеку силу для переустройства существующего порядка вещей, для будущего, в котором возможно гармоническое существование всех его составляющих (именно это и являлось центральной идеей космизма): «В строфах рифмы, в рифмах —мысли Созидают новый свет...
Над душой твоей нависли Новые мифы, поэт»2.
Белый Л.
Карма// Белый А.
Стихотворения и поэмы.
М., 1994.
С.
292.
“ Белый А.
«Созидатель» // Там же.
С.
226.
[стр. 60]

60 как одну из несущих ее частей, отражающую в особой форме философские идеи автора.
Именно в
поэтическом наследии А.Белого можно найти немало созвучий, постулируемых космизмом.
В первую очередь это касается одной из центральных для русской философии идей о софийности.

Особенно тщательно разработана она в учении В.С.Соловьева, и от него она была воспринята символистами.
У
Белого она представлена в целом ряде статей по теории и философии символизма и выступает как связующее звено между природой и духом, как единство материального и духовного, но главное как движущая сила творчества, единение между художником и Вселенной.
Искусство, имеющее, по
Белому, религиозную основу (теургическое искусство) не может существовать без соединения с Мировой Вселенской Душой Софией.
Без приобщения к Софии не может состояться личность, поскольку именно она учит человека сверять свою жизнь с категориями вечности.
Здесь особенно
ощутимо созвучность идей Белого философским построениям В.С.Соловьева и, одновременно, влияние идей космизма о преображении Космоса и Вселенной силами единой вечной Мировой Вселенской Души.
Не случайно именно мотив обращения к Вечности столь часто встречается в лирике Белого.
Характерно то, что при этом подчеркивается ее женский облик, он как бы соединяет в себе черты абстрактной космической философии и близкой любимой женщины: Сердце полно несказанной беспечности образ возлюбленной, образ возлюбленной -Вечности!..1.
Такая персонификация далеко не случайна она выступает символическим единением человеческого духа и космической силы, включая человека и мировой поток бытия.
Слияние со вселенной дает человеку силу для переустройства существующего порядка вещей, для будущего, в котором возможно гармоническое существование всех его составляющих (именно это и являлось центральной идеей космизма).
1Белый А.
Крылатая душа: Стихотворения, поэма М., 1998.
С.
99

[Back]