Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 86]

86 т Согласно поэту, силой, способной воплотить такую задачу в жизнь, должна была стать новая Личность личность Богочеловека, преодолевшего тяжесть смертности и движимого путем духовного самосовершенствования.
Большая склонность поэта к индивидуализму в какой-то степени разделяет символизм А.
Белого и учение космистов в их представлении о будущем человеческой личности.

Для него общее единение не исключает личности, а
¥ лишь дает ей возможность реализовать себя в новом облике как части единого, мощного космического целого.
Мотив смерти и воскрешения один из центральных мотивов поэзии А.
Белого.
Мотив умирания-возрождения для него имел глубокую символическую, художественную основу, подразумевая не только грядущее собственное умирание, но и смерть всей существующей культуры.
Однако
следует отметить, что у поэта теме смерти всегда сопутствует возрождение: «Я» ~ 1это Ты, грядущий».
Кроме того, идеи Н.Ф.
Федорова о замене I# искусственной жизни жизнью естественной, ненависть ко всякому механическому началу проходят красной нитью по философскому наследию символиста.
Несоответствие современной жизни естественным законам человеческого бытия породило, согласно
поэту, кризис современной жизни * культуры, мысли, искусства.
В своих произведениях
поэт с огромной художественной достоверностью изображает «мир наоборот», дисгармоничный в своем социальном проявлении.
Из русских философов особенно близок к А.
Белому в его стремлении к универсализму Н.Ф.
Федоров, в сознании которого также совмещались несовместимые начала: рационалистическое и мистическое, научное и религиозное, техническое и теургическое.
О том, что в своем поиске гармонии, в вынашивании системы символизма как целостного мировидения А.
Белый
разделял основные идеи философа, свидетельствует неосуществленный замысел поэта написания о нём книги.
Поэт Н.Ф.
Федорова ставил в один ряд с В.С.
Соловьевым, и выводил его в образе мистика: Ф Белый А.
«Я» // Белый А.
Стихотворения и поэмы.
М., 1994.
С.
306.
[стр. 61]

61 Согласно поэту, силой, способной воплотить такую задачу в жизнь, должна была стать новая Личность личность Богочеловека, преодолевшего тяжесть смертности и движимого путем духовного самосовершенствования.
Что в какой-то степени разделяет символизм Белого и учение космистов в их представлении о будущем человеческой личности, так это большая склонность поэта к индивидуализму: для него общее единение не исключает личности, а лишь дает ей возможность реализовать себя в новом облике как части единого, мощного космического целого.
Практически все символисты испытали на себе значительное влияние идей Н.Ф.Федорова, трактующих необходимость выхода за пределы земной ограниченности космической природы человечества.
Однако это влияние раскрывалось в творчестве символистов отнюдь не только в духе подражания или адаптивного следования основным постулатам.
Была и полемика.
Так, например, в рассказе В.Я.Брюсова «Торжество науки» в гротесковой, памфлетной форме показывается вся утопичность и относительность положений Н.Ф.Федорова о возможности физического воскрешения человеческой личности.
Он завершается «криком души» героя: «Убедительно прошу вас меня научными способами не воскрешать»! Мотив смерти и воскрешения один из центральных мотивов поэзии АБелого.
Мотив умирания-возрождения для него имел глубокую символическую, художественную основу, подразумевая не только грядущее собственное умирание, но и смерть всей существующей культуры.
Однако
стоит всегда помнить о том, что у АБелого теме смерти всегда сопутствует возрождение'.
О, любите меня, полюбите Я, быть может, не умер, быть может, проснусь — Вернусь!1 Кроме того, идеи Н.Ф.Федорова о замене искусственной жизни, жизнью естественной, решительное неприятие ости, ненависть ко вся 1Белый А.
Крылатая душа: Стихотворения, поэма.
М., 1998.
С.
253.


[стр.,62]

62 кому механическому началу проходят красной нитью по философскому наследию А.Белого.
Несоответствие современной жизни естественным законам человеческого бытия породило, согласно
А.Белому, кризис современной жизни культуры, мысли, искусства.
В своих произведениях
Белый с огромной художественной достоверностью изображает «мир наоборот», дисгармоничный в своем социальном проявлении.
Проблема единства человека и природы как целостность, по АБелому, и есть то «загаданное» и «вечно поющее», которое должно определять, по мнению символистов, стиль мысли и образ современной жизни.
Федоровская теургическая эстетика оказала сильнейшее влияние на А.Белого.
А.Белый выдвигает положение о превращении искусства в теургию, то есть мнимую способность подчинять себе сверхъестественные силы посредством магических действий.
Конечный эстетический идеал А.Белый видит в преобразовании индивидуальной символики в групповую, общую и создании «обновленного соборного духа».
Эти искания АБелого отразились в изящном, написанном ритмической, математически взвешенной прозой эссе «Утопия».
■ Создавая средствами символистского искусства свою концепцию мира, АБелый выражал ее по преимуществу через систему религиознофилософских представлений и понятий.
Но если перевести высказанные им итоговые суждения и смысл его художественных исканий из плана религиозного, мистического в план «практической философии», то мы увидим, что многие его символические идеи прямо созвучны тому учению о космичности жизни, о жизнестроении, которое сейчас расценивается как высшее достижение не только отечественной, но и мировой материалистической философской мысли.
Таковы, например, представления А.Белого об истории как о процессе постоянного совершенствования и одухотворения человечества, его мысль о грядущем братском единении всего человечества, о единстве исторических и космогонических процессов, о творческом, духовном пересоздании мира как главной цели человеческой жизни, об органической и неразрывной связи личности с природой, силами, управляющими вселенной и т.д.


[стр.,63]

63 Из русских философов особенно близок к А.Белому в его стремлении к универсализму.
Н.Ф.Федоров, в сознании которого также совмещались несовместимые начала: рационалистическое и мистическое, научное и религиозное, техническое и теургическое.
О том, что в своем поиске гармонии, в вынашивании системы символизма как целостного мировидения А.Белый
не прошел мимо идей Н.Ф.Федорова, свидетельствует хотя бы и неосуществленный замысел поэта написания о Федорове книги.
Но известно высокое мнение А.Белого о Н.Ф.Федорове, которого он ставил в один ряд с В.С.Соловьевым, и вывел в своей «Второй (драматической) симфонии» в образе «пылкого мистика».
В отличие от А.Белого, завершающего конец XIX века, А.Блок весь в нашем столетии.
А.А.Блок мост, соединяющий XIX и XX века.
А.Блок отчаянный прыжок над пропастью, брошенный будущим поколениям «мировоззренческий меч», «летучий луч звезды».
Увлечение мистикой и эсхатологией В.С.Соловьева, его апокалипсическими прогнозами и мессианическими надеждами проходит через творчество Александра Александровича Блока (1880-1921).
О встрече с В.С.Соловьевым, Блок рассказывает в малоизвестной статье «Рыцарь-монах».
Он был признан литературной критикой как преемник и наследник пророка «Вечной Женст-* чч венности».
«Подруга Вечная», сходившая В.С.Соловьеву в Египетской пустыне, являлась его ученику в образе «Прекрасной Дамы» на русских просторах Шахматово.
Почитание неземной прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину Л.Д.Менделееву, соединились в его сознании.
Блоковские «Стихи о Прекрасной Даме» во многом восходят и к «мифам» соловьевского мировосприятия.
У Блока, как и у В.С.Соловьева, в основе поэтического мировидения лежит мифопоэтическая картина мира.
Лирический герой цикла земной человек, живущий среди «народов шумных», но всей душой устремленный ввысь, к звездам и к «голосам миров иных», среди которых ему открывается «высокое» является «Ты».
Прекрасная Дама, Дева Заря Купина, «царица чистоты» (ближайшим образом напомина

[Back]