87 «За солнцем, за солнцем, свободу любя, Умчимся в эфир * ¥ голубой!...»1. Проблема единства человека и природы как целостность в творчестве поэта, и есть то «загаданное» и «вечно поющее», которое должно определять стиль мысли и образ современной жизни. В целом творчеству А. Белого характерны мысли об истории как о процессе постоянного совершенствования и одухотворения человечества, его мысль о грядущем братском единении всего человечества, о единстве исторических и космогонических процессов, о творческом, духовном пересоздании мира как главной цели человеческой неразрывной управляющими Вселенной. Творчество другого известного поэта-символиста Александра ¥ Александровича Блока (1880-1921) относится уже к XX столетию. Он как мост, соединяющий XIX и XX века. Увлечение мистикой и эсхатологией В.С. Соловьева, его апокалипсическими прогнозами и мессианическими надеждами проходит через все творчество А.А. Блока. «Подруга Вечная», сходившая философу в Египетской пустыне, являлась его ученику в образе «Прекрасной Дамы» на русских просторах Шахматово.2 Почитание неземной прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину Л.Д. Менделееву, соединились в его сознании. Блоковские «Стихи о Прекрасной Даме» во многом восходят и к «мифам» соловьевского мировосприятия. У поэта, как и у философа, в основе поэтического мировидения лежит мифопоэтическая картина мира. Лирический герой цикла земной человек, живущии среди «народов шумных», но всей душой устремленный ввысь, к звездам и к «голосам миров иных», среди которых ему открывается «высокое» является «Ты». Прекрасная Дама, Дева Заря Купина, «царица чистоты» (ближайшим образом напоминает « IБелый А. «Золотое руно» // Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1994. С. 24.^ _ __ _ __ _ ___ _ См.: Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М., 1968. С. 47-108. |
62 кому механическому началу проходят красной нитью по философскому наследию А.Белого. Несоответствие современной жизни естественным законам человеческого бытия породило, согласно А.Белому, кризис современной жизни культуры, мысли, искусства. В своих произведениях Белый с огромной художественной достоверностью изображает «мир наоборот», дисгармоничный в своем социальном проявлении. Проблема единства человека и природы как целостность, по АБелому, и есть то «загаданное» и «вечно поющее», которое должно определять, по мнению символистов, стиль мысли и образ современной жизни. Федоровская теургическая эстетика оказала сильнейшее влияние на А.Белого. А.Белый выдвигает положение о превращении искусства в теургию, то есть мнимую способность подчинять себе сверхъестественные силы посредством магических действий. Конечный эстетический идеал А.Белый видит в преобразовании индивидуальной символики в групповую, общую и создании «обновленного соборного духа». Эти искания АБелого отразились в изящном, написанном ритмической, математически взвешенной прозой эссе «Утопия». ■ Создавая средствами символистского искусства свою концепцию мира, АБелый выражал ее по преимуществу через систему религиознофилософских представлений и понятий. Но если перевести высказанные им итоговые суждения и смысл его художественных исканий из плана религиозного, мистического в план «практической философии», то мы увидим, что многие его символические идеи прямо созвучны тому учению о космичности жизни, о жизнестроении, которое сейчас расценивается как высшее достижение не только отечественной, но и мировой материалистической философской мысли. Таковы, например, представления А.Белого об истории как о процессе постоянного совершенствования и одухотворения человечества, его мысль о грядущем братском единении всего человечества, о единстве исторических и космогонических процессов, о творческом, духовном пересоздании мира как главной цели человеческой жизни, об органической и неразрывной связи личности с природой, силами, управляющими вселенной и т.д. 63 Из русских философов особенно близок к А.Белому в его стремлении к универсализму. Н.Ф.Федоров, в сознании которого также совмещались несовместимые начала: рационалистическое и мистическое, научное и религиозное, техническое и теургическое. О том, что в своем поиске гармонии, в вынашивании системы символизма как целостного мировидения А.Белый не прошел мимо идей Н.Ф.Федорова, свидетельствует хотя бы и неосуществленный замысел поэта написания о Федорове книги. Но известно высокое мнение А.Белого о Н.Ф.Федорове, которого он ставил в один ряд с В.С.Соловьевым, и вывел в своей «Второй (драматической) симфонии» в образе «пылкого мистика». В отличие от А.Белого, завершающего конец XIX века, А.Блок весь в нашем столетии. А.А.Блок мост, соединяющий XIX и XX века. А.Блок отчаянный прыжок над пропастью, брошенный будущим поколениям «мировоззренческий меч», «летучий луч звезды». Увлечение мистикой и эсхатологией В.С.Соловьева, его апокалипсическими прогнозами и мессианическими надеждами проходит через творчество Александра Александровича Блока (1880-1921). О встрече с В.С.Соловьевым, Блок рассказывает в малоизвестной статье «Рыцарь-монах». Он был признан литературной критикой как преемник и наследник пророка «Вечной Женст-* чч венности». «Подруга Вечная», сходившая В.С.Соловьеву в Египетской пустыне, являлась его ученику в образе «Прекрасной Дамы» на русских просторах Шахматово. Почитание неземной прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину Л.Д.Менделееву, соединились в его сознании. Блоковские «Стихи о Прекрасной Даме» во многом восходят и к «мифам» соловьевского мировосприятия. У Блока, как и у В.С.Соловьева, в основе поэтического мировидения лежит мифопоэтическая картина мира. Лирический герой цикла земной человек, живущий среди «народов шумных», но всей душой устремленный ввысь, к звездам и к «голосам миров иных», среди которых ему открывается «высокое» является «Ты». Прекрасная Дама, Дева Заря Купина, «царица чистоты» (ближайшим образом напомина |