# 90 неприятие смерти, идея воскрешения, размышления о будущем находят свое продолжение в поэтическом творчестве поэта (поэма «Ладомир», драма «Ошибка смерти», «Смерть в озере», «Воля всем», «Единая книга», «Город будущего»).I ♦ Идеи русского философского и естественнонаучного космизма оказали огромное влияние на мировоззрение и литературное творчество русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951). В содержании его произведений нашли свое место многие представления и идеи Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и других представителей этого научного течения. Идеи Н.Ф. Федорова об овладении космическим пространством, бессмертии, «регуляции природы», появление единого человечества преломляются в ранних научно-фантастических произведениях А.П. Платонова «Потомках Солнца», «Лунной бомбе», «Эфирном трактате».2 ¥ Таким образом, символизм как литературное направление включает в себя те идеи, которые были выражены в философии русского космизма. Философия и литература соединяется в них единый стержень своеобразного мировоззрения и определенного культурного феномена —русский космизм. Именно соловьевскии вариант космизма был преображен русским * символизмом в концепцию теургического искусства. И, несомненно, что идеи философии космизма нашли свое отражение и развитие во многих отраслях русской культуры. А в советские времена все многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном круге идеологических догм. Потеряв свою духовную основу, космизм фактически перестал существовать отечественной почве и как самостоятельное философское течение. на 1См.: Хлебников В.В. Творения: Сборник. М., 1986; Утес из будущего: Проза, стихи. Элиста, 1988; Стихи, поэмы. Ставрополь, 1991. 2 См.: Платонов А.П. Пролетарская поэзия // Кузница. 1922. № 9. С. 35-38. |
7 них искусствоведческих, философско-эстетических работ, но и философско-концептуальный характер их художественных произведений, вследствие чего мы должны отнести их к философски мыслящим художникам. Изложенные в романах, поэмах, стихах, научно-фантастических произведениях, художественной публицистики, религиозных и религиозномистических трактатах, письмах, дневниках, взгляды поэтов, писателей, художников, несмотря на их различия, можно объединить в единый специфический художественно-интеллектуальный комплекс: стремление представить космическое всеединство как сферу радости, счастья, красоты и совершенства. Вспомним упование Ф.М. Достоевского на красоту, которая должна спасти мир. Иными словами, для всех исследуемых представителей литературы и искусства характерен преимущественно эстетический подход к решению проблемы выхода человечества из трагической «эпохи конца» и достижения желаемого единства человека и Космоса. В советские времена все многообразие и полифоническая универсальность русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном круге идеологических догм, русский космизм оказался лишен своих религиозно-этических корней и не мог оказывать значительное влияние на культурные процессы в стране «развитого социализма». Потеряв свою культурологическую основу, космизм фактически перестал существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение. В связи с этими событиями в диссертации рассматривается в большей мере искусство периода первой трети XX века, лишенное каких-либо идеологических запретов, впитавшее в себя некоторые идеи русских космистов и нашедшее им своеобразное выражение. Для полного представления «космических» мотивов в живописи первой трети XX века, в качестве приложения в диссертации представлены наиболее «космичные», на наш взгляд, копии живописных работ и архитектурных проектов представителен русского авангарда. 84 мецких романтиков об универсальном жанре, всеохватывающем жизнь в ее земном и космическом измерении, где «земная жизнь лишь мимолетное звено пролетающей Птицы странствий». Изменяются пропорции в понимании пространства и времени, порождая эластичность и цикличность времени. Совмещение исторических событий на одной оси это попытка преодолеть время. Отсюда его числовые определения исторических событий и фактов личной жизни. Числа выражают отношения, создают некое представление о предуказанности ис тории. Идеи русского философского и научно-технического космизма оказали огромное влияние на мировоззрение и литературное творчество советского писателя Андрея Платонова (1899-1955). В содержании его произведений нашли свое место многие представления и идеи Н.Ф.Федорова, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и других представителей этого идейного направления. А.П.Платонов своего прямого отношения к «Философии общего дела» не высказывал, но эта книга, по свидетельству М.А.Платоновой, с многочисленными пометками ее мужа долго хранилась в семейной влиянии идей Н.Ф.Федорова на творчество А.П.Платонова писали и русские и зарубежные исследователи1. Идея «патрофикации» Н.Ф.Федорова, рациональным моментом которой является мысль о стремлении человечества к бессмертию и подлинному единению, проходит через многие произведения писателя. Этой мысли принадлежит роль основного поведенческого катализатора для многих платоновских героев. Идеи Н.Ф.Федорова о бессмертии особенным образом преломляются в ранних научно-фантастических произведениях А.ППлатонова «Потомках Солнца», «Лунной бомбе», «Эфирном тракте». «Герои рассказа «Потомки Солнца» решают титаническую задачу радикально преобразовать не только землю, но и Вселенную в целом. Человечеству при этом «нужно родить для 1См. Васильев В. А.Платонов. М., 1982; А.Тески. АП.Ппатонов и Н.Ф.Федоров. Лондон, 1982. |