Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 91]

91 Глава III.
Развитие идей философии русского космизма в искусстве 3.1 Космизм русской живописи « * Идеи философии космизма органично вплетены в целостное тело русской культуры.
Они являются и питательной средой для художественного творчества и сами по себе создают сущностную основу многих произведений искусства.
И живопись, и музыка, и архитектура содержат в себе идеи космизма.
Отражение великого Единства через многообразие форм искусства, ♦ присущего сакральному единству мудрости и красоты содержится в художественном наследии, накопленном человечеством.
Идеи русского космизма развиваются во всех сферах художественной культуры, в том числе и в живописи.
Обратимся к первым живописным произведениям христианской Руси храмовой росписи и иконе.

Она, являясь произведением живописи, является еще и тем, что формировало мировоззрение русского человека, отражала мировидение иконописца.
Икона живописная летопись христианской веры.
Руководитель рукописной мастерской В.А.
Криворотов в статье «Космизм и икона» пишет о «многомерном космизме» иконы, понять которую можно только рассмотрев, как она пишется».
Прежде всего, иконописец это не простой ремесленник, он — духовидец, и чтобы стать таковым ему требуется многодневная подготовка: ограничение мирской деятельности и пост настройка тела, уединенные размышления о предметах Божественных настройка ума, раскаяние в греховности своей жизни настройка души, непрестанная молитва настройка духа.
Лишь, после того как все «системы иконописца настроены и он полностью нейтрализовал свое «я»,
тогда духовный мир открывается ему и он сам становится его инструментом в процессе писания * I Русский космизм и ноосфера.
Тезисы докладов Всесоюзной конференции: В 2 ч.
/ Ред.
О.Д.
Куракина.
М., 1989.
Ч.
1.
С.
188.
[стр. 88]

1 лава ш .
идеи философии русского космизма в русском изобразительном искусстве.
§ I.
Влияние «космических» традиций русской живописи на формирование эстетики художественного авангарда.
Мысль В.И.Вернадского о том, что «художественное творчество выявляет нам космос, проходящий через сознание живого существа» становится понятней, когда соприкасаешься с элементами космизма в живописи.
Обратимся к первым живописным произведениям христианской Руси храмовой росписи и иконе.

Христианский храм в древности, пишет Г.С.Островский, это не только «священное писание для неграмотных», переведенное на язык наглядных, красочных образов, но это «целая система мироздания, исполненная для людей того времени большого смысла и значения»1.
Таковы Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, созданные по образцу храма «Святой Софии» в Константинополе.
Вместе с образом Византийского храма, пришла на Русь и икона, живописная летопись христианской веры.
Руководитель рукописной мастерской В.А.Криворотов в статье «Космизм и икона» пишет о «многомерном космизме» иконы, понять которую можно только рассмотрев, как она пишется»2.
Прежде всего, иконописец это не простой ремесленник, он духовидец, и чтобы стать таковым ему требуется многодневная подготовка: ограничение мирской деятельности и пост настройка тела, уединенные размышления о предметах Божественных настройка ума, раскаяние в греховности своей жизни —настройка души, непрестанная молитва настройка духа.
Лишь после того как все «системы иконописца настроены» и он полностью нейтрализовал свое «я»,
лишь тогда духовный мир открывается его душе, а сам «он становится его инструментом в процессе писания иконы».
Она становится проводником в мир ду1 Островский Г.С.
Рассказ о русской живописи.
М., 1989.
С.
8.
2Русский космизм и ноосфера: В 2 ч.
Ч 1.
—М, 1989.
С.
188.

[Back]