92 l иконы». Она становится проводником в мир духовный, являющийся «носителем принципа совершенства и гармонии», или «космос духовный», при этом «Представления об иконе как о проявлении многомерного космизма углубятся, если рассмотреть процесс взаимодействия молящегося с иконой».2 Для того, чтобы войти во взаимодействие с этим духовным космосом, также необходима настройка ума со стороны человека ее воспринимающего. Это происходит следующим образом, по мнению В.А. Криворотова: «если человек стоит перед иконой, а молитва его постепенно становится искренней, а это означает, что в молитву включается не только рассудок, но и сердце, тогда наступает момент просветления, в котором образ воспринимается глазом, оживает. В этот момент сознание переходит из трехмерного мироощущения в многомерное, в результате устанавливается контакт с духовным миром»3. Сознание человека достигает космичности в своем расширении. «Совершившееся на наших глазах открытие иконы», по словам Е.Н. Трубецкого, «одно из самых крупных и вместе с тем парадоксальных событий новейшей истории русской культуры»...«В этих произведениях выявилось все жизнеописание и мирочувствование русского человека с XII по XVII века. Из них мы узнаем как он мыслил...».4 В них выразилась «не какаялибо переходящая стадия в развитии русской жизни, а её непреходящий смысл» . Древнерусская иконопись представляет собой действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны, потусторонний вечный покой, с другой стороны — страждущее, греховное, хаотическое, не стремящееся к успокоению в Боге существование, мир ищущий, но еще не нашедший Бога. Кроме того, «...иконописец умеет Русский космизм и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной конференции: В 2 ч. /Ред. О.Д. Куракина. М., 1989. Ч. 1. С. 188. 2Там же. 3Там же. С. 189. 4 Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два лица в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М , 1991. С. 41. 3Там же. |
89 ховный, являющийся «носителем принципа совершенства и гармонии», или «космос духовный». Для того, чтобы войти во взаимодействие с этим духовным космосом, также необходима настройка ума со стороны человека ее воспринимающего. Приведем свойства исследователя В.АКриворотова. Если человек стоит перед иконой, а молитва его становится более искренней (это означает, что в молитву включен не только рассудок, но и сердце), то наступает «момент просветления», в котором образ воспринимается глазом, оживает. В этот момент, переходя из трехмерного ощущения в многомерное, сознание человека достигает «космичности в своем расширении»1. «Совершившееся на наших глазах открытие иконы», по словам Е.Н.Трубецкого, «одно из самых крупных и вместе с тем парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. В этих произведениях выявилось все жизнеописание и мирочувствование русского человека с ХП по ХУП века»2 Древнерусская иконопись представляет собой действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны, потусторонний вечный покой, с другой стороны страждущее, греховное, хаотическое, не стремящееся к успокоению в Боге существование, мир ищущий, но еще не нашедший Бога. Кроме того, иконопись красками отделяет два плана существования потусторонний и здешний. Но как бы не были разнообразны эти краски, кладущие грань между двумя мирами, это всегда небесные краски в двояком, т.е. в простом и вместе с тем символическом значении этого слова, то краски здешнего, видимого неба, получившего условное, символическое значение знамений* неба потустороннего. Великие художники древней иконописи были глубокими наблюдателями неба в обоих значениях этого слова. Одно из них, небо здеш1Русский космизм и ноосфера: В 2 ч. Ч. 1. М, 1989. С. 188. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М.?1991. С. 52. 4 * |