94 для более широкого истолкования его работ. Художник создал свой, исключительно в котором * отражались элементы биографии, мировосприятия, внутренних размышлений художника о человеке, его месте в этом мире, о существующих связях человека и космоса. реально ♦ Особенно настойчиво и энергично космистская тематика утверждается в русском искусстве в начале XX века, находя для себя самые разные формы. Объединение художников и поэтов биокосмистов; общество живописцев «Амаравелла»; многие аспекты супрематизма К.С. Малевича и деятельность его учеников; эксперименты М.В. Матюшина; творчество П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, В.Н. Чекрыгина; целый ряд положений в теории конструктивизма и пролеткульта вот далеко не полный перечень преломления космисткои тематики. * Тема трансформации мира в конце XIX начале XX веков, перехода его в новое качество, рождение новых форм, новых типов психики и сознания неизменно привлекала внимание футуристов. Очевидно, именно ее можно считать основным связующим звеном между космистскими теориями и авангардным экспериментом в искусстве. Нельзя обойти вниманием и другие истоки творчества художников русского авангарда, параллели «космическими свойствами» их # картин и некоторыми явлениями науки, философии, богословской мысли XX века, обращенным к проблеме взаимоотношения человека и космоса, человеческой и космической истории. Особенно показательной представляется нам параллель с разного рода научными и религиозными идеями, возникавшими на рубеже XIX XX веков. Идеи Н.Ф. Федорова о «коперниканском искусстве», «освобождении всех миров от сил тяготения» и «концепция Всеединства» В.С. Соловьева предвосхитили эстетику К.С. Малевича, а «идеи живого Космоса» К.Э. Циолковского нашли свое продолжение в творчестве П.Н. Филонова. * Другая линия связей идет от Е.П. Блаватской к В.В. Кандинскому, |
91 увиденный художником-музыкантом (Чюрленис использовал в своем редком методе музыкальные приемы) через «музыку космоса». Особенно настойчиво и энергично космистская тематика утверждается в русском искусстве в 10-е -20-годы XX века, находя для себя самые разные формы. Общество живописцев «Амаравелла», многие аспекты супрематизма К.С.Малевича и деятельность его учеников, эксперименты М.В.Матюшина, творчество П.Н.Филонова, В.В.Кандинского, В.Н.Чекрыгина, целый ряд положений в теории конструктивизма и пролеткульта вот далеко не полный перечень преломления космисткой тематики. период становления искусства первое десятилетие XX века. Это был сложный и интересный (для исследователей) период русской культуры. В начале века в недрах символизма произошло широкое знакомство с теориями универсального знания и всеобъемлющего творчества, лозунгами преодоления старых верований, необходимости «высшего», теософского взгляда на мироздание и человека. Теософия понималась как «богооткровенная», «истинная», «космическая» философия. Но главное все же заключалось не в постижении загадок а в «тайных знаниях» о человеке и «эзотерическом» богословии. Суть оккультизма была в получении этих сокровенных знаний, сверхъестественных способностей, а с их помощью власти над природой и обычными людьми, «профанами». Мистическая литература активно переводилась в России, публиковалась и в специальных журналах «Ребус», «Теософское обозрение», «Спиритуалист». Среди отечественных авторитетов первыми по значимости были Е.П.Блаватская, П.Д.Успенский, а позже Г.И.Гурджиев, Н.К. и Е.И.Рерихи, Д.С.Мережковский, В.Я.Брюсов. В литературно-художественных журналах символистов, в различных альманахах говорилось об оккультных основах «истинной» культуры, о «теургическом искусстве», искусстве будущего, в сознание чита 93 А тельной функции искусства, идеи тотального проникновения художественного творчества во все сферы жизни и создание рационально построенной среды обитания, которая было бы способна преобразить психологию людей и само общество на новых социальных началах. Первопроходцев, пролагателей новых путей в художественном творчестве отличало всепоглощащее желание радикально преобразовать мир согласно своему идеалу, внедрить искусство во все сферы жизни. «От созерцания к действию, от образа к предмету, от художественного творчества к творчеству самой жизни» это внутренняя посылка предопределила, скрыто или явно, развитие авангарда 1920-х и сопровождающих его утопических иллюзий1. Известные факты прямого интереса художников авангарда к психоанализу 3.Фрейда, так и различным версиям алхимической легенды в ее неспиритуалистическом изложении указывают на ощущавшееся самими авангардистами определенное родство между их экспериментами с художественной формой и теми исследованиями в сфере психологии или теми мифами о трансформации человека, которые излагали фрейдизм и оккультизм. Некий взрывной, «революционный» элемент, присущий и оккультистским движениям, и психоанализу, обеспечивал устойчивый интерес к ним со стороны авангарда и делал эти доктрины источником вдохновения для наиболее радикальных, новаторских экспериментов. Тема трансформации мира, перехода его в новое качество, рождение новых форм, новых типов психики и сознания неизменно привлекала внимание футуристов. Очевидно, именно ее можно считать основным связующим звеном между космистскими теориями и авангардным экспериментом в искусстве. Нельзя обойти вниманием и другие истоки творчества художников русского авангарда, иные параллели между «космическими свойствами» 1См. Батраков С.П Искусство и утопия. -М ., 1990. С. 204. 2Бобринская Е. А. Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства ИВопр. искусств. 1996. № 2. С. 441. 94 их картин и некоторыми явлениями науки, философии, богословской мысли XX века, обращенным к проблеме взаимоотношения человека и космоса, человеческой и космической истории. Особенно показательной представляется нам параллель с разного рода научными и религиозными идеями, возникавшими на рубеже XIX XX веков. Идеи Н.Ф. Федорова о «коперниканском искусстве», «освобождении всех миров от сил тяготения», концепция Всеединства В.С.Соловьева предвосхитили эстетику К.С.Малевича, идеи живого Космоса К.Э.Циолковского нашли свое продолжение в творчестве П.Н.Филонова. Другая линия связей идет от Е.П.Блаватской к В.В.Кандинскому, А.Н.Скрябину, М.К.Чюрленису, Н.К.Рериху: космическое устремление теософии получило интересное преломление в творчестве этих мастеров. Еще один инвариант в исканиях русских авангардистов и философов-космистов —это своеобразный, с элементами утопического мышления прометеизм: установка на преобразование всей Вселенной. § 2. «Духовный космос» В.В.Кандинского. В.В.Кандинскому (1866-1944), в равной мере воспринявшего как русскую, так и немецкую художественную традицию, принадлежит особая роль в сближении живописи и современной ей научной, философской и религиозной мыслью. В первую очередь это касается философии русского космизма. Анализируя творчество В.В.Кандинского первой половины 1910-х годов, мы убеждаемся в том, что оно вызывает космические ассоциации. Эти ассоциации не случайны. Уже давно о космичности Кандинского пишут исследователи его творчества. Одна из книг о В.В.Кандинском имеет название «Звучащий космос»1. Ее автор С.Рингбом ставит космичность в зависимость от тех влияний, которое оказало на художника теософское и антропософское движение. С 1908 года он увлекся теосо1 S.Ringbom. The sounding Cosmos. A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting. Abo,1970. |