Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 94]

94 для более широкого истолкования его работ.
Художник создал свой, исключительно в котором * отражались элементы биографии, мировосприятия, внутренних размышлений художника о человеке, его месте в этом мире, о существующих связях человека и космоса.
реально ♦ Особенно настойчиво и энергично космистская тематика утверждается в русском искусстве в начале XX века, находя для себя самые разные формы.
Объединение художников и поэтов биокосмистов; общество живописцев «Амаравелла»; многие аспекты супрематизма К.С.
Малевича и деятельность его учеников; эксперименты М.В.

Матюшина; творчество П.Н.
Филонова, В.В.
Кандинского, В.Н.

Чекрыгина; целый ряд положений в теории конструктивизма и пролеткульта вот далеко не полный перечень преломления космисткои тематики.
* Тема трансформации мира в конце XIX начале XX веков, перехода его в новое качество, рождение новых форм, новых типов психики и сознания неизменно привлекала внимание футуристов.
Очевидно, именно ее можно считать основным связующим звеном между космистскими теориями и авангардным экспериментом в искусстве.
Нельзя обойти вниманием и другие истоки творчества художников русского авангарда,
параллели «космическими свойствами» их # картин и некоторыми явлениями науки, философии, богословской мысли XX века, обращенным к проблеме взаимоотношения человека и космоса, человеческой и космической истории.
Особенно показательной представляется нам параллель с разного рода научными и религиозными идеями, возникавшими на рубеже XIX XX веков.
Идеи Н.Ф.
Федорова о «коперниканском искусстве», «освобождении всех миров от сил тяготения»
и «концепция Всеединства» В.С.
Соловьева предвосхитили эстетику К.С.
Малевича,
а «идеи живого Космоса» К.Э.
Циолковского нашли свое продолжение в творчестве П.Н.
Филонова.
* Другая линия связей идет от Е.П.
Блаватской к В.В.
Кандинскому,
[стр. 91]

91 увиденный художником-музыкантом (Чюрленис использовал в своем редком методе музыкальные приемы) через «музыку космоса».
Особенно настойчиво и энергично космистская тематика утверждается в русском искусстве в
10-е -20-годы XX века, находя для себя самые разные формы.
Общество живописцев «Амаравелла», многие аспекты супрематизма К.С.Малевича и деятельность его учеников, эксперименты М.В.Матюшина,
творчество П.Н.Филонова, В.В.Кандинского, В.Н.Чекрыгина, целый ряд положений в теории конструктивизма и пролеткульта вот далеко не полный перечень преломления космисткой тематики.
период становления искусства первое десятилетие XX века.
Это был сложный и интересный (для исследователей) период русской культуры.
В начале века в недрах символизма произошло широкое знакомство с теориями универсального знания и всеобъемлющего творчества, лозунгами преодоления старых верований, необходимости «высшего», теософского взгляда на мироздание и человека.
Теософия понималась как «богооткровенная», «истинная», «космическая» философия.
Но главное все же заключалось не в постижении загадок а в «тайных знаниях» о человеке и «эзотерическом» богословии.
Суть оккультизма была в получении этих сокровенных знаний, сверхъестественных способностей, а с их помощью власти над природой и обычными людьми, «профанами».
Мистическая литература активно переводилась в России, публиковалась и в специальных журналах «Ребус», «Теософское обозрение», «Спиритуалист».
Среди отечественных авторитетов первыми по значимости были Е.П.Блаватская, П.Д.Успенский, а позже Г.И.Гурджиев, Н.К.
и Е.И.Рерихи, Д.С.Мережковский, В.Я.Брюсов.
В литературно-художественных журналах символистов, в различных альманахах говорилось об оккультных основах «истинной» культуры, о «теургическом искусстве», искусстве будущего, в сознание чита

[стр.,92]

93 А тельной функции искусства, идеи тотального проникновения художественного творчества во все сферы жизни и создание рационально построенной среды обитания, которая было бы способна преобразить психологию людей и само общество на новых социальных началах.
Первопроходцев, пролагателей новых путей в художественном творчестве отличало всепоглощащее желание радикально преобразовать мир согласно своему идеалу, внедрить искусство во все сферы жизни.
«От созерцания к действию, от образа к предмету, от художественного творчества к творчеству самой жизни» это внутренняя посылка предопределила, скрыто или явно, развитие авангарда 1920-х и сопровождающих его утопических иллюзий1.
Известные факты прямого интереса художников авангарда к психоанализу 3.Фрейда, так и различным версиям алхимической легенды в ее неспиритуалистическом изложении указывают на ощущавшееся самими авангардистами определенное родство между их экспериментами с художественной формой и теми исследованиями в сфере психологии или теми мифами о трансформации человека, которые излагали фрейдизм и оккультизм.
Некий взрывной, «революционный» элемент, присущий и оккультистским движениям, и психоанализу, обеспечивал устойчивый интерес к ним со стороны авангарда и делал эти доктрины источником вдохновения для наиболее радикальных, новаторских экспериментов.
Тема трансформации мира, перехода его в новое качество, рождение новых форм, новых типов психики и сознания неизменно привлекала внимание футуристов.
Очевидно, именно ее можно считать основным связующим звеном между космистскими теориями и авангардным экспериментом в искусстве.
Нельзя обойти вниманием и другие истоки творчества художников русского авангарда,
иные параллели между «космическими свойствами» 1См.
Батраков С.П Искусство и утопия.
-М ., 1990.
С.
204.
2Бобринская Е.
А.
Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства ИВопр.
искусств.
1996.
№ 2.
С.
441.


[стр.,94]

94 их картин и некоторыми явлениями науки, философии, богословской мысли XX века, обращенным к проблеме взаимоотношения человека и космоса, человеческой и космической истории.
Особенно показательной представляется нам параллель с разного рода научными и религиозными идеями, возникавшими на рубеже XIX XX веков.
Идеи Н.Ф.
Федорова о «коперниканском искусстве», «освобождении всех миров от сил тяготения»,
концепция Всеединства В.С.Соловьева предвосхитили эстетику К.С.Малевича, идеи живого Космоса К.Э.Циолковского нашли свое продолжение в творчестве П.Н.Филонова.
Другая линия связей идет от Е.П.Блаватской к В.В.Кандинскому,
А.Н.Скрябину, М.К.Чюрленису, Н.К.Рериху: космическое устремление теософии получило интересное преломление в творчестве этих мастеров.
Еще один инвариант в исканиях русских авангардистов и философов-космистов —это своеобразный, с элементами утопического мышления прометеизм: установка на преобразование всей Вселенной.
§ 2.
«Духовный космос» В.В.Кандинского.
В.В.Кандинскому (1866-1944), в равной мере воспринявшего как русскую, так и немецкую художественную традицию, принадлежит особая роль в сближении живописи и современной ей научной, философской и религиозной мыслью.
В первую очередь это касается философии русского космизма.
Анализируя творчество В.В.Кандинского первой половины 1910-х годов, мы убеждаемся в том, что оно вызывает космические ассоциации.
Эти ассоциации не случайны.
Уже давно о космичности Кандинского пишут исследователи его творчества.
Одна из книг о В.В.Кандинском имеет название «Звучащий космос»1.
Ее автор С.Рингбом ставит космичность в зависимость от тех влияний, которое оказало на художника теософское и антропософское движение.
С 1908 года он увлекся теосо1 S.Ringbom.
The sounding Cosmos.
A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting.
Abo,1970.

[Back]