Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 95]

4 95 А.Н.
Скрябину, М.К.
Чюрленису и Н.К.
Рериху: космическое устремление теософии получило интересное преломление в творчестве этих мастеров.
Еще один инвариант в исканиях русских авангардистов и философов-космистов это своеобразный, с элементами утопического мышления прометеизм: установка на преобразование всей Вселенной.

«Космические» мотивы характерны абстракционизму Василия Васильевича Кандинского (1866-1944).
Ему в равной мере 4 воспринявшего как русскую, так и немецкую художественную традицию, принадлежит особая роль в сближении живописи и современной ей научной, философской и религиозной мыслью.
В первую очередь это касается философии русского космизма.
Анализируя творчество В.В.
Кандинского
начала XX века, мы убеждаемся в том, что оно вызывает неслучайные космические ассоциации.
Одна из книг о нем справедливо имеет название «Звучащий космос».
Ее автор С.
Рингбом ставит космичность в зависимость от
совокупности тех влияний, которые оказали на художника теософское и антропософское движение.
С 1908 года он увлекся
теософией, а с 1912 года антропософией.
В г.
Мюнхен он читал книги Рудольфа Штайнера, посещал его лекции, хотя в более позднее время отрицал свою прямую причастность к антропософии.
С.
Рингбом доказал, что многие термины, понятия, использованные в работе «О духовном в искусстве»: самостоятельные «абстрактные» или «духовные существа» живописи, «лучеиспускание» красок заимствованы из терминологии теософов и антропософов не только
у Р.
Штайнера, но и у А.
Безант, Э.
Шуре, Ч.
Ледбитера и других.

В.В.
Кандинский экспериментировал с существенной для космологии фигурой круга.
Он показал, что круг, окрашенный в желтый цвет, кажется нам расширяющимся, а синий круг, наоборот, сжимающимся.
Цветные круга художника своеобразно моделируют пульсирующую Вселенную.
Создатель « I Cm .: Ringbom S.
The sounding Cosmos.
A Study in the Spiritualism ot' Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting.
Abo, 1970.
[стр. 94]

94 их картин и некоторыми явлениями науки, философии, богословской мысли XX века, обращенным к проблеме взаимоотношения человека и космоса, человеческой и космической истории.
Особенно показательной представляется нам параллель с разного рода научными и религиозными идеями, возникавшими на рубеже XIX XX веков.
Идеи Н.Ф.
Федорова о «коперниканском искусстве», «освобождении всех миров от сил тяготения», концепция Всеединства В.С.Соловьева предвосхитили эстетику К.С.Малевича, идеи живого Космоса К.Э.Циолковского нашли свое продолжение в творчестве П.Н.Филонова.
Другая линия связей идет от Е.П.Блаватской к В.В.Кандинскому, А.Н.Скрябину, М.К.Чюрленису, Н.К.Рериху: космическое устремление теософии получило интересное преломление в творчестве этих мастеров.
Еще один инвариант в исканиях русских авангардистов и философов-космистов —это своеобразный, с элементами утопического мышления прометеизм: установка на преобразование всей Вселенной.

§ 2.
«Духовный космос» В.В.Кандинского.
В.В.Кандинскому (1866-1944), в равной мере воспринявшего как русскую, так и немецкую художественную традицию, принадлежит особая роль в сближении живописи и современной ей научной, философской и религиозной мыслью.
В первую очередь это касается философии русского космизма.
Анализируя творчество В.В.Кандинского
первой половины 1910-х годов, мы убеждаемся в том, что оно вызывает космические ассоциации.
Эти ассоциации не случайны.
Уже давно о космичности Кандинского пишут исследователи его творчества.
Одна из книг о В.В.Кандинском имеет название «Звучащий космос»1.
Ее автор С.Рингбом ставит космичность в зависимость от
тех влияний, которое оказало на художника теософское и антропософское движение.
С 1908 года он увлекся
теосо1 S.Ringbom.
The sounding Cosmos.
A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting.
Abo,1970.


[стр.,95]

95 фией, с 1912 года антропософией.
В Мюнхене он читал книги Р.Штайнера, посещал его лекции, хотя в более позднее время отрицал свою прямую причастность к антропософии.
С.Рингбом доказал, что многие термины, понятия, использованные в работе «О духовном в искусстве»: самостоятельные «абстрактные» или «духовные существа» живописи, «лучеиспускание» красок заимствованы из терминологии теософов и антропософов не только
Р.Штайнера, но и АБезант, Э.Шуре, Ч.Ледбитера и других.
Космическая живопись художника имеет несколько точек соприкосновения с учением Е.П.Блаватскои.
В.В.Кандинский первым пересек границу, отделяющую мир предметный от мира беспредметного.
Очень важно помнить, что граница между этими мирами в глазах мастера совпадала между внешней (объективной, физической) и внутренней (субъективной, духовной) реальностью.
Самопознание становится миропониманием.
В своей автобиографии мастер так говорит о творческом процессе «внутреннего созревания»: «Я думаю, что этот душевный процесс оплодотворения, созревания плода, потуг и рождения вполне соответствует физическому процессу зарождения и рождения человека.
Быть может, так же рождаются и миры...
>у.
Живопись мастера расширила древнюю аналогию о том, что микрокосм души, запечатленный на полотнах, может восприниматься как образ макрокосма.
Древние говорили об аналогии между внутренним микрокосмом с внешним макрокосмом, имея в виду структурную, или физическую аналогию: строение и состав космоса сопоставлялись со строением и составом человека.
Выявляемые здесь изоморфизмы не распространялись на область психического.
А вот живопись Кандинского расширила эту аналогию.
Об этом сам Кандинский говорит так: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать но1Кандинский В.В.
Ступени.
Текст художника.
М., 1918.
С.
45.

[Back]