Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 96]

нестационарной космологии, А.А.
Фридман соотносил эту пульсацию с ритмами космологии индийской: состояние пралайи (фаза непроявленного) чередуется с состоянием манвантары (фаза проявленного).
О ритмике пралайи и манвантары много говорится в трудах Е.П.
Блаватской они, безусловно, во многом предвосхищают идеи нестационарной космологии, созданной в 19221924 годах.1 Идею положительного всеединства В.В.
Соловьева, бердяевскую концепцию оправдания человека творчеством, а так же мысли В.И.
Вернадского о сопоставлении микрои макрокосмоса
можно найти в творчестве художника.
Что касается вопроса, знакомства художника с идеями Н.Ф.
Федорова, то
ответ на него очевиден, т.к.
В.В.
Кандинский нигде не упоминает о его творчестве.
Но, безусловно, художник испытывал влияние той мировой интеллектуальной.и духовной среды, которая рождала чувство причастности отдельного человека к космической беспредельности.
Это обстоятельство позволяет нам не концентрировать внимание на точном времени того или иного научного открытия, могущего быть сопоставленным с художественными открытиями
В.В.
Кандинского.
Искусство, свободное от необходимости поиска конкретных доказательств истины, в своих предвидениях чаще всего предшествует близким по смыслу научным изысканиям.

Художник формулирует две основные тенденции развития абстрактного искусства, которые взаимодействуя, образуют все его возможные формы.
Одна тенденция это мир геометрического абстракционизма, состоящий из фигур, квадратов, крестов, треугольников, трапеций и кругов.
Другая, где основным формообразующим элементом служит арабеска, развивающая версию лирического или биоморфного абстрактного творчества.
Он обладая редким для художника даром анализа теоретических и эстетических проблем искусства создал по-своему оригинальную концепцию его развития, включающую и Блаватская Е.П.
Ключ к теософии.
М., 1996.
С.
100.
[стр. 102]

102 совершается здесь, и притом совершается посредством нас самих, то она является задачей для человечества, и исполнение ее есть искусство»1.
Из этих слов непосредственно вытекает мысль об исключительной роли художника, которая была так близка В.В.Кандинскому.
Что касается вопроса, касающегося знакомства художника с идеями Н.Ф.Федорова, то он не может получить положительного ответа.
Разумеется, с «Философией общего дела» он мог быть знаком.
Но он нигде не упоминает этой книги.
Имеет значение не прямое влияние его философии на художника, а общая атмосфера мыслей и исканий людей того времени.
Кроме этого надо иметь в виду влияние той мировой интеллектуальнои и духовной среды, которая рождала чувство причастности отдельного человека к космической беспредельности.
Это обстоятельство позволяет нам не концентрировать внимание на точном времени того или иного научного открытия, могущего быть сопоставленным с художественными открытиями
Кандинского.
Искусство, свободное от необходимости поиска конкретных доказательств истины, в своих предвидениях чаще всего предшествует близким по смыслу научным изысканиям.

¥ Идеи В.И.Вернадского о сопоставлении микрои макрокосмоса своеобразным образом проявляются у художника.
В 1910-е годы в творчестве Кандинского возникает специальная тема сопоставления большого и малого о сходстве планетарной системы со строением атома, об одних и тех же законах, господствующих как в великих небесных светилах, так и в молекулах и атомах.
Тема подобия большого и малого зародилась в больших композициях, где глобальность пространства оттенялась присутствием малых миров, тоже устремленных в бесконечность, но не к бесконечно большому, а к бесконечно малому.
Данная тематика подобия большого и малого разворачивается в начале 1920-х годов прежде всего в серии гравюр «Малые миры» (прилож.
2) и в последующее время будет постоянно сопровождать творчество художника.
Как 1Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
Т.1.-М ., 1988.
С.
745.

[Back]