Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 98]

* 98 помощью интроспекции.
В западной литературе встречается термин «психонавтика», образованный по аналогии со словом «космонавтика».
Художника безусловно можно назвать «психонавтом»: он живописует космос человеческого духа он является первооткрывателем красоты этого космоса.
Живопись мастера расширила древнюю аналогию о том, что микрокосм души, запечатленный на полотнах, может восприниматься как образ макрокосма.
Об этом сам В.В.
Кандинский говорит так: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди # этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением.
Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра,
# выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой Создание произведения есть мироздание» .
музыка сфер Итак, создание картины и акт миротворения системно близкие друг другу схемы и алгоритмы воспроизводятся на многих других уровнях Он рассматривает искусство как средство духовно-религиозного обновления.
По его
духовная атмосфера постепенно преобразит и человека.
Он откроется миру добра и красоты, придет к мысли о самосовершенствовании.
Духовному и внутреннему, как особой сфере познания соответствует в искусстве тенденция к дематериализации, предметного мира, освобождение его от иллюзорного и узнаваемого изображения всего того, что
В.В.
Кандинский обозначал «внешнее».
В постижении духовного решающая роль отдается искусству: «дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством.
Путь туда пролагает талант
художника»2.
В отличие от мирискусников, которые выдвигали первенство «как» над «что», В.В.
Кандинский утверждает, что смысл «как» заключается в том, чтобы
О наити утраченное «что», преодолев формальное обездуховливание Кандинский В.В.
Ступени.
Текст художника.
М., 1918.
С.

34.
"Кандинский В.В.
О духовном в искусстве.
М., 1992.
С.

25.
[стр. 96]

96 вый мир, который зовется произведением.
Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра,
выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой музыка сфер.
Создание произведения есть мироздание»1.

Кандинский представляет себе рождение произведения как рождение мира —через акт творения, через катастрофу, через сотворение чуда.
И хотя в его представлении цели искусства и цели природы во многом противоположны, общие законы творения действуют здесь и там.
Итак, создание картины и акт миротворения системно близкие друг другу
процессы.
Космогонический процесс первичен.
Однако его исходные схемы и алгоритмы воспроизводятся на многих других уровнях.
Посвященная расшифровке эзотерической символики «Тайная доктрина» Е.П.Блаватской, является попыткой выявить некоторые исходные геометрические архетипы мироздания и содержит в себе немало созвучий с эстетикой авангардизма.
Ее символическое описание развития мира раскрывается таким образом, что простая окружность означает мир в его первоначальной простоте и бесструктурности, а возникновение точки в окружности предвещает начало первых дифференциаций, превращение точки в горизонтальным диаметр также символизирует поляризацию мира, пересечение горизонтального диаметра вертикальным порождает фигуру креста, несущую в себе колоссальную символическую нагрузку.
Этот процесс продолжается дальше, наглядно воспроизводя все узловые этапы в эволюции мира.
Интерес к подобному сравнению присущ и пионерам авангардной живописи.
Разве описанные Блаватской дифференциации внутри круга формообразующие опыты супрематистов? Так, В.В.Кандинский тоже экспериментировал с существенной для космологии фигурой круга.
Он показал, что круг, окрашенный в желтый цвет, кажется нам расширяю1Кандинский В.В.
О духовном в искусстве.
М, 1992.
С.
25
2Кандинский В.В.
Ступени.
Текстхудожника.
-М ., 1918.
С.

20

[стр.,97]

97 щимся2, а синий круг, наоборот, сжимающимся: в его внутренней динамике преобладают центростремительные силы (прилож.
1).
Цветные круги художника своеобразно моделируют пульсирующую Вселенную.
В результате длительной, но весьма последовательной эволюции художник прошел путь от натурного пейзажа, выдержанного в духе декоративного импрессионизма, до беспредметных композиций 1912-1914 годов, знаменующих высшую точку его творчества.
Кандинский обладал редким для художника даром анализа теоретических и эстетических проблем искусства и создал по-своему оригинальную концепцию его развития, включающую и разработанную теорию познания и принципы формирования художественного языка авангарда.
В книге «О духовном в искусстве» воспроизводятся основные идеи художника, «преследовавшие» его всю жизнь и развивающиеся затем более подробно и полно в других его работах.
Книга свидетельствует о необычайном универсализме художника.
В ней можно найти и тему эволюции искусства, и утопичные представления о наступлении новой духовной эры, и принципы синтеза многих видов искусства, и рассуждение о методе художественного познания, сочетающего символистские и оккультистские идеи, и соображение о семантике и грамматике языка абстрактной живописи.
Кандинский рассматривает искусство как средство духовнорелигиозного обновления.
По его
мнению, духовная атмосфера постепенно преобразит и человека.
Он откроется миру добра и красоты, придет к мысли о самосовершенствовании.
Духовному и внутреннему, как особой сфере познания соответствует в искусстве тенденция к дематериализации, предметного мира, освобождение его от иллюзорного и узнаваемого изображения всего того, что
Кандинский обозначал «внешнее».


[стр.,98]

98 Тенденция к дематериализации определенно зависит от средств и способов познания, которые художник черпает в эстетике символизма и теософской теории, в первую очередь, развиваемой Р.Штайнером.
В постижении духовного решающая роль отдается искусству.
«Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством.
Путь туда пролагает талант
художника»1.
отличие от мирискусников, которые выдвигали первенство «как» над «что»,
Кандинский утверждает, что смысл «как» заключается в том, чтобы найти утраченное «что», преодолев формальное «обездуховливание» художественного творчества.
По мнению автора, в XX веке попытки прорвать внешне материальное начало и проникнуть в тайны внутренней жизни явлений значительно усилились.
В качестве образца в драматургии автор выдвигает М.Метерлинка, в музыке эту новую ориентацию представляют Р.Вагнер, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, АН.Скрябин.
В музыке особенно сильно чувствуется стремление новаторов преодолеть старое внешнее понимание гармонии и обрести новое, отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного.
Главное место в этом движении, по справедливому суждению Кандинского, занимает А.Шенберг, который «вводит нас в новое царство, где музыкальные переживания являются уже не акустическими, а чисто психиче' У скими.
Здесь начинается «музыка будущего» .
Все эти искания внутренней закономерности приводят к тому, что разные виды искусства, несмотря на специфические особенности каждого из них, сближаются друг с другом, их разделяет теперь короткое расстояние, чего не было прежде.
Они объединяют усилия, обещая плоды синтеза, который Кандинский именует монументальным искусством.
Все вышеизложенное объединено в первой части книги под названием «Общее».
Вторая часть посвящена непосредственно живописи и могла бы быть названа «Теорией живописи».
Художник начинает с вопроса о воз1Каадинский В.В.
О духовном в искусстве.
М., 1992.
С.

36.
3Кандинский В.В.
О духовном в искусстве.
М., 1992.
С.47.

[Back]