художественного творчества. По мнению автора XX внешне-материальное начало и проникнуть в тайны внутренней жизни явлении значительно усилились. В качестве образца в драматургии художник выдвигает М. Метерлинка, в музыке эту новую ориентацию представляют Р. Вагнер, М.П. Мусоргский В музыке особенно сильно чувствуется стремление новаторов преодолеть старое внешнее понимание гармонии и обрести новое, отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного. Главное место в этом движении, по справедливому суждению В.В. Кандинского, занимает А. Шенберг, который «вводит нас в новое царство, где музыкальные переживания являются уже не акустическими, а чисто психическими. Здесь начинается «музыка будущего» . Все эти искания внутренней закономерности приводят к тому, что разные виды искусства, несмотря специфические особенности каждого из них сближаются друг с другом, их разделяет теперь короткое расстояние, чего не было прежде. Они объединяют усилия, обещая плоды синтеза, который В.В. Кандинский именует монументальным искусством. В своем творчестве художник выявляет закономерности отношений цвета и формы, принципы взаимоотношений цветов друг с другом. Вступая во взаимодействие с цветом, форма испытывает воздействие с его стороны, который либо подчеркивает ту или иную форму, либо притупляет её. Так, например, В.В. Кандинским было замечено, что «желтый цвет в треугольнике, как и любая резкая краска в остроконечной форме, усиливается в своих свойствах»2...«Синий цвет с трудом становится острым; он не способен к сильному подъему»Цвета, же, склонные к углублению, по его мнению, усиливают свое воздействие в круглых формах (скажем, синий цвет в круге). С другой стороны, несоответствие между формой и цветом не должно рассматриваться как нечто дисгармоничное. Напротив, подобные несоответствия открывают новые возможности и новую гармонию. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 34. 2Там же. С. 48. 3Там же. С. 69. |
98 Тенденция к дематериализации определенно зависит от средств и способов познания, которые художник черпает в эстетике символизма и теософской теории, в первую очередь, развиваемой Р.Штайнером. В постижении духовного решающая роль отдается искусству. «Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Путь туда пролагает талант художника»1. отличие от мирискусников, которые выдвигали первенство «как» над «что», Кандинский утверждает, что смысл «как» заключается в том, чтобы найти утраченное «что», преодолев формальное «обездуховливание» художественного творчества. По мнению автора, в XX веке попытки прорвать внешне материальное начало и проникнуть в тайны внутренней жизни явлений значительно усилились. В качестве образца в драматургии автор выдвигает М.Метерлинка, в музыке эту новую ориентацию представляют Р.Вагнер, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, АН.Скрябин. В музыке особенно сильно чувствуется стремление новаторов преодолеть старое внешнее понимание гармонии и обрести новое, отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного. Главное место в этом движении, по справедливому суждению Кандинского, занимает А.Шенберг, который «вводит нас в новое царство, где музыкальные переживания являются уже не акустическими, а чисто психиче' У скими. Здесь начинается «музыка будущего» . Все эти искания внутренней закономерности приводят к тому, что разные виды искусства, несмотря на специфические особенности каждого из них, сближаются друг с другом, их разделяет теперь короткое расстояние, чего не было прежде. Они объединяют усилия, обещая плоды синтеза, который Кандинский именует монументальным искусством. Все вышеизложенное объединено в первой части книги под названием «Общее». Вторая часть посвящена непосредственно живописи и могла бы быть названа «Теорией живописи». Художник начинает с вопроса о воз1Каадинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 36. 3Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. С.47. 99 действии на человека цвета, которое может быть физическим и психическим. Последнее более высокого порядка. При психическом воздействии цвет вызывает душевную вибрацию. Возникают ассоциации звуковые и вкусовые. Всеми этими средствами цвет может влиять на человеческую душу, исходя из «принципа внутренней необходимости». Понимание системы оппозиций, контрастов, введенных художником, облегчает восприятие его работ: горизонтальное лежачее, пассивное, мертвое, женское; вертикальное движение, рост, рождение, активи ное, мужское; тупой угол соответствует синему цвету, прямой красному, сорокопятиградусныи желтому. Более трети книги занимает шестая глава безусловно центральная «Язык форм и красок». Художник выявляет закономерности отношений цвета и формы, принципы взаимоотношении цветов с друг другом. Вступая во взаимодействие с цветом, форма испытывает воздействие с его стороны, который либо подчеркивает ту или иную форму, либо притупляет ее. Так, например, Кандинским было замечено, что желтый цвет в треугольнике, как и любая резкая краска в остроконечной форме, усиливается в своих свойствах. Синий цвет с трудом становится острым и не способен к быстрому подъему»1. Цвета, же, склонные к углублению, по его мнению, усиливают свое воздействие в круглых формах (скажем, синий цвет в круге). С другой стороны, несоответствие между формой и цветом не должно рассматриваться как нечто дисгармоничное. Напротив, подобные несоответствия открывают новые возможности и новую гармонию. Эстетический критерий здесь только один гармония форм должна основываться на принципе целесообразного прикосновения к человеческой душе2. 1Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 43. 2Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. -М ., 1918. -С. 34. |