воспитание гражданина мира, рачительного хозяина Земли, бескорыстного в своих поступках, строящего свою личную жизнь так, чтобы и другим было тепло и уютно в этом мире. Необходимо убедить современного человека изменить свои привычки, нравы, поведение, помочь ему осознать, что направленность его жизни на рост потребления путь в никуда, найти средства и способы переориентировать его деятельность, направить в русло духовного совершенствования. Нужно «качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением» (Н.Н. Моисеев), с иным мышлением, с иными социальными установками, с иной структурой потребностей, с культурой, ядро которой составят универсальные ценности Природа, Жизнь, Человек, Здоровье. В научных трудах российских ученых утверждается экоцентрический подход в развитии экологического сознания учащейся молодежи. В нашем исследовании в первую очередь у студентов будущих специалистов нефтегазового комплекса, мы акцентировали свое внимание на необходимости развития таких этических ценностей, как ответственность и толерантность, признанных экспертами ЮНЕСКО важнейшими качествами личности XXI века. В настоящее время существуют две концепции: одна связывает отношение к природе с нравственностью, либо с прагматизмом и утилитаризмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявления нравственности по отношению к природе). Г.Д. Гачев (38), например, отношение к природе «как к самоценности» считает альтернативой «утилитарноэгоистическом)’» отношению. Основными из научных трудов российских ученых в области экологической (универсальной) этики можно назвать следующие исследования: HIT. Моисеев «Современный антропогенез и цивилизационные разломы» (1994г.); Т.Н. Павлова «Биоэтика в школе» (1995 г.), «Биоэтика в высшей школе» (1997г.); В.Е. Борейко «Прорыв в экологическую этику» (1999г.); С.Н. Глазачев «Экологическое образование: педагогические кадры» (1997г.); С.Д. Дерябо и В.Я. Левин «Экологическая 23 |
с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой (65). Подструктура стратегий и технологий взаимодействия с природой «экологичной личности» может быть сформирована на базе освоения следующих основных непрагматических технологий: 1) эстетического освоения природных объектов и их комплексов, 2) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания, 3) практического взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними, 4) природоохранной деятельности, продиктованной не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой (64). В своих научных трудах российские ученые, применяя системносинергетический подход в развитии экологического сознания учащейся молодежи, в первую очередь у студентов будущих специалистов акцентировали свое внимание на необходимости формирования таких этических ценностей, как ответственность и толерантность, признанных экспертами ЮНЕСКО как важнейшие качества личности XXI века. В настоящее время кодоминируют две концепции: связывать отношение к природе с нравственностью, либо с прагматизмом и утилитаризмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявления нравственности по отношению к природе). Основными из научные трудов российских ученых в области экологической (универсальной) этики можно назвать следующие исследования: 30 H.H. Моисеев, «Современный антропогенез и цивилизационные разломы» (1994г.); Т.Н. Павлова, «Биоэтика в школе» (1995 г.), «Биоэтика в высшей школе» (1997г.); В.Е. Борейко, «Прорыв в экологическую этику» (1999 г.); С.Н.Глазачев, «Экологическое образование: педагогические кадры» (1997 г.); С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, «Экологическая педагогика и психология» (1996 г.) и др. С целью экологизации и гуманизации системы профессионального образования в учебные планы колледжа наряду с экологическими модулями, включенными в учебные планы разных дисциплин, преподаваемых в колледжах, была введена дисциплина «Экология». Процессы в современном обществе отражаются в ценностях актуальной культуры личности, в смене парадигм ее сознания. Исходя из этого, можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость введения дисциплины «Экология»: первая связана с естественнонаучными проблемами цивилизации, современный этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, энергетического и экологического кризисов; вторая обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия явно ставит в центре системы образования приоритет человеческой личности. Рассмотрев историографию исследуемой проблемы, мы зафиксировали все филогенетические изменения категории «социальной профессиональноэкологической ответственности личности» в научной отечественной и зарубежной литературе и определили, что эти изменения связаны, во-первых, с ростом научно-технического прогресса, изменившего силу взаимодействия и характер взаимоотношений в системе «человек-общество-природа», что привело к ее неустойчивости и опасности появления глобального экологического кризиса; вовторых, с «отчуждением» и «отдалением» человека от природы, которую он чаще всего видит лишь из окон своего дома или автомобиля, а его этические и эстетические эмоциональные переживания вызываются природными объектами, увиденными им в телевизионных программах; в-третьих, с тем, что основой формирования экологического сознания, которое обеспечит стратегию перехо31 |