Проверяемый текст
Осипова, Светлана Владимировна; Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа (Диссертация 2004)
[стр. 30]

естествознанию были положены принципы передовой педагогической мысли: исследовательский метод, лабораторно-практические занятия, экскурсии в природу.
Понятие «эколого-социальной ответственности личности» в контексте такой антропоцентрической экологической политики СССР исчезло как социально-этический феномен.
Очевиден тот факт, что идея экологосоциальной ответственности личности, получившая в начале прошлого века свой яркий расцвет, была не востребована, но не забыта, ибо невозможно не отметить стремления наших предшественников поставить данную проблему на прочный фундамент философского знания.
Весьма важный момент в логику развития идеи социальной экологической ответственности внес в 60 70-х гг.
прошлого века немецкий философ Ганс Йонас.

В своих научных трудах Г.
Йонас расширяет понятие «социальной ответственности» экологическим аспектом.
«Этика социальной ответственности — это этика для техногенной цивилизации, и на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный»
(190, 192).
Большим вкладом Г.
Йонаса в логическое развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» можно считать и введение им в понятие «социальной ответственности личности» нового
профессионального деятельностного аспекта «ролевую социальную ответственность».
«Человек ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом о своей среде обитания»
(191).
Наряду с социальным (общественно полезным) аспектом к оценке деятельности человека добавился экологический и профессиональный аспект, которые между собой сливаются, так как именно в своей профессиональной деятельности человек активно взаимодействует с природными объектами, порой нанося последним экологический вред.
Следовательно, социальная ответственность личности в век технического прогресса и надвигающегося экологического кризиса не может быть правильно интерпретирована без включения в
нее 30
[стр. 22]

ловека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании отечественных философов и ученых XIX века еще не были взаимосвязанными.
Таким связующим звеном стало учение В.И.
Вернадского о ноосфере, которое гласит, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную «геолого-образующую силу».
И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы.
Ноосфера Вернадского это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах человека, его будущего.
В дальнейшем это положение ученого получило свое развитие в исследованиях Д.
Бернала, H.H.
Воронцова, Г.А.
Кожевникова, Н.В.
Лазорева, В.В.
Станчинского, Н.В.
Тимофеева-Ресовского, A.B.
Яблокова и др.
Вслед за этими учеными идею социальной экологической ответственности личности внедряли в социальные и политические институты молодого государства наиболее образованные государственные деятели, выходцы из русской интеллигенции, такие как A.B.
Луначарский, В.Н.
Макаров, Ф.Ф.
Шиллинге, П.Г.
Смидович и др.
Они считали, что социализм должен обеспечить развитие экологического просвещения населения и выстраивать рациональную организацию общественной и хозяйственной жизни на научной основе.
В этот исторический период времени дисциплина «Естествознание», которая была введена в систему народного образования по Уставу с 1804 г., получила широкое развитие в работах русских педагогов-дидактов Г.Н.
Боча, А.Я.
Герда, Л.Н.
Никонова, В.В.
Половцева, Б.Е.
Райкова, Л.С.
Севрука, К.П.
Ягодовского и др.
В основу программ по «Естествознанию» были положены принципы передовой педагогической мысли: исследовательский метод, лабораторно-практические занятия, экскурсии в природу.
В это время развернулась активная работа по созданию экскурсионных биостанций юных натуралистов (юннатов).
Педагогоместественником Б.В.
Всесвятским было организовано юннатское движение, которое впоследствии распространилось по всему Союзу и стало одним из важных этапов организации экологического образования населения страны.
22

[стр.,24]

качественные изменения, коснувшиеся в первую очередь преподавания естественнонаучных дисциплин.
Из области естествознания отобрали лишь тот материал, который был нужен для анализа природных условий, для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности.
Это привело к уничтожению систематически построенных естественнонаучных курсов.
В 1933 г.
были утверждены стабильные программы и учебники для всех предметов советской профессиональной и средней школы, которые базировались на антропоцентрическом (узко утилитарно-прагматическом) экологическом методологическом подходе.
И на протяжении полувека универсальная экологическая этика в России оставалась в забвении.
Это сделало возможным и идеологически допустимым формирование в сознании населения Советской России антропоцентрического сознания, допускающего стремление человека не только к покорению, но и к бездумному преобразованию природы.
Понятие «социальной экологической ответственности личности» в контексте такой антропоцентрической экологической политики СССР исчезло как социально-этический феномен.
Действительно, история советской науки, политизированной, проникнутой тоталитаризмом, слитой воедино с партийно-административной системой, приспосабливающейся к частой смене руководящих ориентиров, в этот исторический период времени при всем ее, казалось бы, официальном блеске по сути своей была глубоко трагична.
Очевиден тот факт, что идея социальной экологической ответственности личности, получившая в начале прошлого века свой яркий расцвет, в годы тоталитарного режима была не востребована, но не забыта, ибо невозможно не отметить стремления наших предшественников поставить данную проблему на прочный фундамент философского знания.
Второй этап (1957 1991 гг.) стал новым витком в развитии идеи социальной экологической ответственности личности.
В 1957 г.
на Международной Конференции в Париже, посвящённой специально проблеме ответственности, английский философ Ричард Маккион в своем докладе «Развитие и значение понятия ответственности» предложил не24

[стр.,25]

сколько видов социальной ответственности личности: ответственность ученого, ответственность врача, ответственность педагога, ответственность субъекта власти и ответственность субъекта деятельности (236).
Такое разделение хотя и имеет объектную основу, но и обусловливает определенную узость в понимании концепций социальной ответственности личности, которая как основная деятельностная категория личности не включила в себя экологический аспект.
Весьма важный момент в логику развития идеи социальной экологической ответственности внес в 60 70-х гг.
прошлого века немецкий философ Ганс Йонас.

Одну из своих книг он заканчивает словами: «В силу континуальности духа и организма человека с природой, этика становится частью философии природы» (232).
В другой своей работе он утверждает, что на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный».
В своих более поздних научных трудах Г.
Йонас расширяет понятие «социальной ответственности» экологическим аспектом.
«Этика социальной ответственности — это этика для техногенной цивилизации, и на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный»
(233).
Большим вкладом Г.
Йонаса в логическое развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» можно считать и введение им в понятие «социальной ответственности личности» нового
профессионатьного деятельностного аспекта «ролевую социальную ответственность».
«Человек ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом о своей среде обитания»
(232).
Вышеизложенное расширило первоначальное понятие социальной ответственности.
Наряду с социальным (общественно полезным) аспектом к оценке деятельности человека добавился экологический и профессиональный аспект, которые между собой сливаются, так как именно в своей профессиональной деятельности человек активно взаимодействует с природными объектами, порой нанося последним экологический вред.
Следовательно, социальная ответственность личности в век технического прогресса и надвигающегося экологического кризиса не может быть правильно интерпретирована без включения в
25

[Back]