Проверяемый текст
Осипова, Светлана Владимировна; Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа (Диссертация 2004)
[стр. 32]

интегрирующей в себе как современные естественнонаучные, так и гуманитарные знания.
Проблема формирования нового экоцентрического экологического сознания у обучаемых, в том числе и у студентов вузов, могла бы обрести «второе дыхание».
Об этом прежде всего заговорили ученые-биологи, для которых живой организм и его окружение, а также вопросы экологической (универсальной) этики всегда оставались в центре внимания.

В настоящее время идея «эколого-социальной ответственности личности» полушла новый импульс.
На рубеже 80-90-х гг.
прошлого века такие ученые-педагоги, как С.М.
Аракелян,
А.А.
Брудный, С.Н.
Глазачев, И.А.
Заир-Бек, А.Н.
Захлебный, И.Д.
Зверев, Д.Н.
Кавтарадзе, Н.С.
Касимов, В.А.
Лось,
Н.Н.
Марфенин, Л.В.
Моисеева, Н.Н.
Моисеев, И.Т.
Суравегина, В.С.
Петросян, И.Ы.
Пономарева, Э.П.
Романова, А.Д.
Урсул, М.П.
Федоров и другие, включились в разработку программы экологизации Российской системы
высшего образования совместно с другими учеными из международного образовательного центра ООН ЮНЕСКО на новой мировоззренческой основе экоцентрической (универсальной, ноосферной) экологической этики и за короткий период времени реализовали в России трансдисциплинарный международный проект по экологизации образовательных систем стран-членов ООН «Образование и информация в области окружающей среды и народонаселения в целях устойчивого развития».
В
своих научных трудах российские ученые, возрождая экоцентрический подход в развитии экологического сознания учащейся молодежи, акцентировали свое внимание на необходимости развития таких этических ценностей, как ответственность и толерантность, признанных экспертами ЮНЕСКО важнейшими качествами личности XXI века.
Для нашего исследования оказываются важными идеи реализации в естественнонаучном образовании эколого-аксиологического подхода (В.И.
Вернадский, Н.Н.
Моисеев, Н.С.
Розов, З.И.
Равкин, Н.Д.
Никандров и 32
[стр. 27]

80-х годов прошлого века бессилие только одной дисциплины «Экологии» и экологизированных дисциплин в учебных программах системы профессионального образования, призванных решить проблему формирования экологического сознания у студентов, стало очевидным.
На повестку дня был поставлен вопрос о создании какой-то новой комплексной дисциплины, интегрирующей в себе как современные естественнонаучные, так и гуманитарные знания и опираясь на которую проблема формирования нового экологического сознания у обучаемых, в том числе и у студентов, могла бы обрести «второе дыхание».
Об этом прежде всего заговорили ученые-биологи, для которых живой организм и его окружение, а также вопросы экологической (универсальной) этики всегда оставались в центре внимания.

На третьем этапе (1992 г.
по настоящее время) идея «социальной профессионально-экологической ответственности личности» получила новый заряд энергии в результате больших изменений, произошедших в этот период в мире: распалась социалистическая система Восточной Европы, распался Советский Союз, окончилось военное противостояние великих держав, возникли реальные предпосылки для радикального разоружения и сокращения военных бюджетов.
В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92), итогом которой стала суперпрограмма «Повестка на XXI век», ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социальноэкологических проблем будущего.
«Если человечество действительно разумно, как следует из названия биологического вида, к которому все мы принадлежим, то июнь 1992 года и Конференция в Рио-де-Жанейро войдут в историю как вехи, отмечающие начало сознательного поворота нашей цивилизации на путь устойчивого развития, при котором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с природой» (110).
На рубеже 80-90-х гг.
прошлого века такие ученые-педагоги, как С.М.
Аракелян,
A.A.
Брудный, С.Н.
Глазачев, И.А.
Заир-Бек, А.Н.
Захлебный, И.Д.
Зверев, Д.Н.
Кавтарадзе, Н.С.
Касимов, В.А.
Лось,
H.H.
Марфенин, Л.В.
Мои27

[стр.,28]

сеева, H.H.
Моисеев, И.Т.
Суравегина, B.C.
Петросян, И.Н.
Пономарева, Э.П.
Романова, А.Д.
Урсул, М.П.
Федоров и другие, включились в разработку программы экологизации Российской системы
профессионального образования совместно с другими учеными из международного образовательного центра ООН ЮНЕСКО на новой мировоззренческой основе универсальной, ноосферной, экологической этики и за короткий период времени реализовали в России трансдисциплинарный международный проект по экологизации образовательных систем стран-членов ООН «Образование и информация в области окружающей среды и народонаселения в целях устойчивого развития».
Важную
роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х годов исследований по экологической психологии (Дж.
Гибсон).
Их данные позволили выявить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его развития, что открывало возможности установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития экологического сознания личности обучаемого.
Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке экологической психонедагогики, которая возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
С позиций экологической психопедагогики (С.Д.
Дерябо, В.А.
Ясвин и др.), целью экологического образования является формирование экологичной личности, которой считается личность, обладающая экологическим сознанием.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-общество-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Экологическое сознание характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологической включенностью человека, в мир природы, 2) восприятием природных объектов как субъектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Соответственно, эти же особенности рассматри28

[Back]