обязанностями личности и эколого-социальными отношениями, из которых они возникают (129). Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек долж ен соотносить свои поступки с существующими в общ естве правовыми нормами, включая нормы существующего в стране экологического права, с этическими ценностями, а также с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает либо социально ответственно, либо социально безответственно. С конца 80-х годов X X века в отечественных научных юридических трудах стала утверждаться концепция о так называемой проспективной (позитивной, перспективной) социальной ответственности и ретроспективной (негативной) социальной ответственности, которые рассматриваются как две производные от социальной ответственности личности (170). А.Н . Леонтьев, П.И. М азутов, А.С. Ш абуров и др., отстаивающие данное положение, рассматривают проблему ответственности в более широком философском, общ ественно-политическом, социальноправовом и социально-психологическом ракурсах. Сущность социальной позитивной (перспективной) ответственности, указывают ученые, состоит в обязанности субъекта ответственности (группы, коллективу, отдельной личности) подчинять свое поведение общ ественно значимой необходимости, правильно понимать свою роль в социальном процессе, выполнять требования, предъявляемые к нему общ еством, причем выбирая такой вид поведение на благо общ еству с перспективой на будущ ее (164, 182). Отсюда следует, что социальная ответственность сущ ествует не только в случае нарушения субъектом ответственности (группой, коллективом, отдельной личностью) правовых установок (негативная ретроспективная социальная ответственность), а прежде всего она выступает в своем позитивном значении как ответственное отношение субъекта ответственности (группа, коллектив, специалист-профессионал, отдельная личность) к своим профессиональным и гражданским обязанностям, как законопослушное поведение в виде позитивной проспективной 63 |
социальную ответственность перед обществом в целом (165). К.А. Абульханова-Славская, например, полагает, что индивидуальная ответственность «должна быть исходно введена в число общественных оснований, составляющих своеобразную «онтологию» индивидуальной деятельности». Обществу не безразлична деятельность субъектов, её последствия, поэтому оно должно и стимулировать и поощрять социально активное, ответственное поведение человека или, напротив, наказывать нарушителя социальных требований. А это значит, что «проявление социальной ответственности, чувства обеспокоенности выступают в качестве не только общественно приемлемой, но и общественно признаваемой и, более того, общественно стимулируемой формы профессионального поведения отдельной личности» (165). В свою очередь А.Т. Панов, В.А Шабалин, Б.Г. Юдин и ряд других исследователей определяют многообразие профессиональных видов «социальной ответственности личности», включают в неё и «социальную экологическую ответственность» в соответствии с гражданскими ролевыми обязанностями личности и социальными экологическими отношениями, из которых они возникают (165). Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен соотносить свои поступки с существующими в обществе правовыми нормами, включая нормы существующего в стране экологического права, с этическими ценностями, а также с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает либо социально ответственно, либо социально безответственно. С конца 80-х годов XX века в отечественных научных юридических трудах стала утверждаться концепция о так называемой проспективной (позитивной, перспективной) социальной ответственности и ретроспективной (негативной) социальной ответственности, которые рассматриваются как две производные от социальной ответственности личности (202). А.Н. Леонтьев, Н.И. Мазутов, A.C. Шабуров и др., отстаивающие данное положение, рассматривают проблему ответственности в более широком философском, общественно-политическом, социально-правовом и социально-психологическом ракурсах. Сущность социаль37 ной позитивной (перспективной) ответственности, указывают ученые, состоит в обязанности субъекта ответственности (группы, коллектива, отдельной личности) подчинять свое поведение общественно значимой необходимости, правильно понимать свою роль в социальном процессе, выполнять требования, предъявляемые к нему обществом, причем выбирая такой вид поведения на благо обществу с перспективой на будущее (124; 198). Отсюда следует, что социальная ответственность существует не только в случае нарушения субъектом ответственности (группой, коллективом, отдельной личностью) правовых установок (негативная ретроспективная социальная ответственность), а прежде всего она выступает в своем позитивном значении как отношение субъекта ответственности (группа, коллектив, специалист-профессионал, отдельная личность) к своим профессиональным и гражданским обязанностям, как законопослушное поведение в виде позитивной проспективной (перспективной) социальной ответственности (группы, коллектива, специалист-профессионала, отдельная личности). Этот факт подтверждается и законодательно закреплен главным законом страны Конституцией Российской Федерации (2003 г.) (ст. 2,17,18, 37, 41, 42, 78, 71, 72, 74). В ее преамбуле говорится, что государство обеспечивает «сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом», а в пункте 2 статьи 15 и пункте 3 статьи 17 устанавливается, что «граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» и что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (109). Изложенные в Конституции РФ нормы и правила поведения налагают на участников общественных отношений обязанность действовать должным образом, т. е. действовать ответственно, что в свою очередь является главным основанием позитивного аспекта социальной ответственности: социальная ответственность уже существует как общеохранительное качество личности и призвана быть средством обеспечения и формирования правомерного поведения граждан в обществе (198). Ответственность в указанном смысле рассматривается в качестве осознанной и воспринятой лицом социаль38 |