Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 104]

Выводы первой главы В ходе теоретического анализа проблемы формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры были сделаны следующие выводы: 1.
Ценностно-коммуникативная культура личности это ценностное отношение к универсальному общению, то есть к общению во времени и пространстве на основе универсальных гуманистических ценностей.
К универсальным гуманистическим ценностям относятся такие ценности как Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации (Л.П.
Разбегаева).
Ценностно-коммуникативная культура находит свое выражение в готовности личности участвовать в конструктивном диалоге на основе универсальных гуманистических ценностей с Другим во времени и пространстве.
Ценностно-коммуникативная культура синтезирует различные виды общения: внутриличностное, межличностное, межкультурное общение во времени и пространстве.
Она способствует общению людей разных национальностей, культур в настоящее время, общению людей и культур во времени и пространстве.
Содержание знаний о ценности «универсальное общение» раскрывается через основные «импульсные» идеи: идею Другого как ценности; идею конструктивного диалога.
К числу важнейших функций ценностно-коммуникативной культуры личности относятся: содействие общению представителей различных культур во времени и пространстве и, как следствие, обеспечение существования, развития и взаимного обогащения различных культур.
2.
Ценностно-коммуникативная культура личности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием о ценности «универсальное общение», эмоционально-личностным отношением к нему и проявляющееся в реализации ценностно-коммуникативных умений.
Содержательное наполнение когнитивно-оценочного, эмоциональномотивационного, личностно-смыслового, деятельностно-прогностического компонентов ценностно-коммуникативной культуры обусловлено потенциалом гума104
[стр. 9]

образовательных технологий» (Волгоград, 24 января 2001 года); VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2001 года); на научно* практической конференции «Теория и практика построения современных образовательных технологий» (Волгоград, 23 января 2002 года); VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 ноября 2002 года); на научно практической конференции «Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования» (Волгоград, 17 января 2003 года).
Внедрение результатов исследования проходило в 10-11 классах МОУ СОШ №31,34,49,92 г.
Волгограда.
Положения, выносимые на защиту: 1.
Ценностное отношение к культурным традициям представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «культурные традиции», включающее в себя знание о ценности «культурные тоадиции», эмоционально —оценочное отношение к нему, осознание культурных традиций как личностной и социальной ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.
2.
Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции» и спецификой присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте.
Выбор критериальных оснований ценностного отношения к культурным традициям определен его компонентным составом.
Уровни проявления исследуемого личностного образования выступают показателями его сформированности у старшеклассников.
3.
Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициямвключает три этапа.
В ходе ориентационного,

[стр.,90]

Выводы первой главы В ходе теоретического анализа проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям были сделаны следующие выводы: 1.
Культурные традиции рассматриваются нами как универсальная ценность цивилизации передающие устойчивые, общепризнанные наиболее важные идеи для человека любой эпохи (В.А.Кутырев).
Они представляют собой устойчивые, общепризнанные, социально значимые, транслируемые из поколения в поколение императивы культурных ~образцов (идеалов) поведения, ценностей культуры позволяющие личности самоопределится, осознать себя как представителя российского общества и человечества.
Культурные традиции представлены на примере следующих идей: ценность Земли и труда; ценность семьи.
К числу важнейших функций ценности «культурные традиции» относятся: обеспечение существования, развития и взаимного обогащения различных людей, сообществ, общества в целом.
2.Ценностное отношение к культурным традициям представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «культурные традиции», включающее в себя знание о ценности «культурные традиции», эмоциональнооценочное отношение к нему, осознание культурных традиций как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.
Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового, деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции», и спецификой присвоения ценности «культурные традиции» старшеклассником.
Компонентный состав ценностного отношения к культурным традициям определил выбор критериев, которые позволяют проследить данное личностное

[стр.,157]

Заключение В заключении проследим, каким образом происходило решение основных задач исследования.
Первой задачей являлось выявление сущностных характеристик ценностного отношения к культурным традициям.
Ценностное отношение к культурным традициям представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «культурные традиции», включающее в себя знание о ценности «культурные традиции», эмоциональнооценочное отношение к нему, осознание культурных традиций как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.
Содержание когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции» и спецификой присвоения ценности «культурные традиции» в старшем школьном возрасте.
Когнитивный компонент включает в себя знания о ценности «культурные традиции».
Эмоционально-оценочный компонент отражает эмоциональную оценку знаний о ценности «культурные традиции».
Личностно-смысловой компонент предоставляет возможность проследить поиск, осознание и принятие школьником личностного смысла ценности «культурные традиции».
Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия с позиции ценностного отношения к культурным традициям.
Вторая задача исследования заключалась в определении критериев и уровней сформированности у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям.
Критериальные основания исследуемого личностного образования обусловлены содержанием когнитивного, эмоционально-оценочного, личностносмыслового и деятельностного компонентов.
Критериями проявления когнитивного компонента ценностного отношения к

[Back]