Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 115]

Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга.
Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, познанию
ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников
ценностнокоммуникативной культуры.
При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов истории
религии, истории искусств, политологии, философии и др.
Содержание этих учебных
дисциплин может также быть использовано при формировании у старшеклассников ценностнокоммуникативной культуры.
Это обусловлено тем, что содержание гуманитарных дисциплин в настоящее время характеризуется эмоциональностью, личностной значимостью, яркостью, неоднозначностью, часто неожиданностью, актуальностью излагаемых событий, явлений, идей, ощущением сопричастности.
Это связано с тем, что предметом гуманитарного познания является человек и, прежде всего, его духовная, ценностно-смысловая сфера.
«Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт»
[353].
Благодаря ей, представления человека о природе, об обществе, о самом себе входят в единую временную систему движения и развития.
Именно история, прежде всего, закладывает основы для формирования личности, развивает умения и навыки, необходимые для ее жизнедеятельности, служит фундаментом других учебных дисциплин, в которых содержится антропологическая, экономическая, культурная и другая информация.
В рамках предмета «История» данные всех гуманитарных, обществоведческих наук сводятся в определенную систему и получают некую гносеологическую основу.
Обществознание как знание о социальных структурах «гуманитарно в той мере, в какой предусматривает учет субъективного фактора рассмотрение человека 115
[стр. 45]

субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [165, с.ЗО].
«Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений.
Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл» [25, с.61].
Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [102, с.70].
Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [165, с.185].
Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего перед собой.
Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения.
«Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [102, с.71].
В данном контексте гуманитарное образование непосредственно связано со становлением гуманистического сознания.
«Становление гуманистического сознания личности напрямую выходит на проблему ценностей и ценностного отношения личности, которая становится фактом осознания и переживания нравственных образцов как личностно значимых» [102, с.72-73].
Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания.
«Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт»


[стр.,94]

задачи организация личностного осмысления оценки учащимися учебного материала через призму гуманистический ценностей.
К их числу, несомненно, принадлежит общечеловеческая ценность «традиции».
Каждая учебная дисциплина призвана внести свой вклад в решение данной задачи.
Особенности содержательной основы ценностного отношения к культурным традициям в Федеральном компоненте Государственного стандарта определяются в рамках гуманитарных дисциплин.
Особая роль отводится предмету истории.
Подчеркивается роль истории, как дисциплины, составляющей «вертикаль, стержень гуманитарных...
курсов в основной и полной средней школе», утверждается, что «история служит основой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей», включая ценностный опыт.
Государственный стандарт включает перечень единиц гуманитарного знания учащихся, необходимых для формирования ценностного отношения к культурным традициям, раскрывающиеся через элементы содержательных линий школьного гуманитарного образования: исторического«общецивилизационные ценности», «человек его индивидуальная самореализация», «традиции», «этнос», «культурные ценности», «вечные моральные ценности», «моральные нормы»; обществоведческого"ценности", "основные общецивилизационные достижения и ценности" и др.
[192].
Каждая из рассматриваемых образовательных областей представлена соответствующими учебными курсами, являющимися вариативными, что обусловлено особенностями современной образовательной ситуации в РФ, связанной с отходом от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переходом к плюрализму идеологий, что определено Всеобщей Декларацией прав человека, Конституцией РФ.
Для данного исследования особое значение имеют образовательные гуманитарные курсы второго образовательного концентра: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание».
Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга.
Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, познанию


[стр.,95]

ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников
ценностного отношения к культурным-традициям.
При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов — истории
мировой культуры, истории религии, истории искусств, политологии, философии и др.
Содержание этих учебных
курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям.
Изменения содержания учебных курсов истории предопределило их большую эмоциональность, личностную значимость, обусловленную яркостью, неоднозначностью, часто неожиданностью, актуальностью излагаемых событий, явлений, идей, ощущением сопричастности.
Новые учебные программы и учебники по истории создаются, как правило, на основе цивилизационного подхода в сочетании с формационным.
Это позволяет дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества в целом и каждого человека в конкретные исторические периоды.
В контексте нового можно выделить обращение к ценностным, ментальным, философским, бытовым аспектам общественной жизни; деятельности отдельных «невыдающихся» исторических личностей, гендерной истории.
В результате перед учениками открывается неисчерпаемый мир материальной и духовной культуры, появляется возможность увидеть универсальность и уникальность пройденного каждым человеком и человеческим сообществом пути, возможность через них увидеть себя, воспользоваться их опытом.
Поэтому изменения в современном историческом образовании обеспечивают благоприятные предпосылки для формирования у школьников ценностного отношения к культурным традициям.
Учебные курсы по истории для Х-Х1 классов представлены цель'ли рядом федеральных учебных пособий по отечественной [23, 46, 49, 65,90, 127, 129, 130, 159] и по всеобщей истории [202,171].

[Back]