щимся в насильственном способе разрешения конфликтов, можно предложить примеры того, как разгоравшиеся конфликты не перерастали в войну. Особый интерес представляет проведение реформ как взаимоотношение традиций и новаций. Несомненно, что круг тем, имеющих значение для формирования ценностнокоммуникативной культуры старшеклассника, может быть значительно расширен. Изучение многих вопросов стало возможным в связи с изменениями в содержании учебных курсов. Сегодня много учебных программ и учебников по истории, которые создаются, как правило, на основе культурологического или цивилизационного подхода в сочетании с формационным. Это позволяет дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества в целом и каждого человека в конкретные исторические периоды. Однако, в школьных учебниках упор до сих пор делается на овладение фактологической основой исторических знаний. Так, многие ученые-историки, авторы школьных учебников по истории продолжают считать этот учебной предмет упрощенной проекцией академической исторической науки. Это несколько затрудняет создание учебной литературы, отвечающей возрастным возможностям учащихся и ориентированной на формирование системы ценностных отношений. Преподавание истории в многонациональном обществе требует особого внимания. Существующие в настоящее время учебники по Отечественной истории (7,50,121,122,123,195,250,252,253,307,308) проблему формирования знаний об иных культурах, об универсальном общении решают традиционными способами. Некоторые авторы учебников пытаются обновить содержание учебных курсов включением в них материалов по истории отдельных народов России. Так, A.A. Данилов и Л.Г. Косулина выпустили серию учебников «История государства и народов России», в которых имеются сведения по истории и культуре народов России. Такое этнографическое знакомство имеет очевидную пользу в условиях поликультурного общества, но недостаточно для формирования моделей поведения в нем. Представляется, что формирование умений жить в условиях многообразия культур, вступать в конструктивный диалог с Другим решается не столько 118 |
ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным-традициям. При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов — истории мировой культуры, истории религии, истории искусств, политологии, философии и др. Содержание этих учебных курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям. Изменения содержания учебных курсов истории предопределило их большую эмоциональность, личностную значимость, обусловленную яркостью, неоднозначностью, часто неожиданностью, актуальностью излагаемых событий, явлений, идей, ощущением сопричастности. Новые учебные программы и учебники по истории создаются, как правило, на основе цивилизационного подхода в сочетании с формационным. Это позволяет дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества в целом и каждого человека в конкретные исторические периоды. В контексте нового можно выделить обращение к ценностным, ментальным, философским, бытовым аспектам общественной жизни; деятельности отдельных «невыдающихся» исторических личностей, гендерной истории. В результате перед учениками открывается неисчерпаемый мир материальной и духовной культуры, появляется возможность увидеть универсальность и уникальность пройденного каждым человеком и человеческим сообществом пути, возможность через них увидеть себя, воспользоваться их опытом. Поэтому изменения в современном историческом образовании обеспечивают благоприятные предпосылки для формирования у школьников ценностного отношения к культурным традициям. Учебные курсы по истории для Х-Х1 классов представлены цель'ли рядом федеральных учебных пособий по отечественной [23, 46, 49, 65,90, 127, 129, 130, 159] и по всеобщей истории [202,171]. |