Наряду с историческими и культурологическими курсами, составляющей школьного гуманитарного образования является обществоведческое образование. Курс обществознания предполагает возможность более обобщенного рассмотрения проблемы применительно, прежде всего, к современному этапу развития цивилизации. В рамках этого курса рассматриваются понятия добра и зла, ценности и неценности, философские основы ненасилия, понимания, взаимодействия и диалога между людьми, глобальные проблемы современности. Обществоведческие знания способствуют пониманию и осмыслению современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. В 10-11 классах данный курс представлен в виде модульных курсов по обществознанию, либо в виде единого интегративного курса («Введение в обществознание», «Человек и общество»). Наиболее используемым в массовой школе является учебное пособие по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой (1997-2002). В нем особое место отводится характеристике основных ценностей современного общества, содержится информация об обществе как динамичной системе; многообразии и единстве цивилизации; национальных, политических, социальных, межкультурных отношениях. Данное учебное пособие позволяет обобщить и осмыслить фактологический и теоретический материал других учебных курсов. Актуальность рассматриваемых проблем порождает ощущение сопричастности с ними. Текстовый компонент, комплекс вопросов и заданий в значительной степени ориентированы на осознание социальной и личностной значимости рассматриваемых проблем, формирование личностного отношения к ним. Однако эти задачи решаются не в полной мере в связи с недостаточной разработанностью методического аппарата. Текст учебников не всегда соответствует возрасту учащихся. Вопросы и задания большинства учебников ориентированы на формирование у школьников преимущественно констатирующих оценок, лишь единичные задания ориентированы на выработку эмоционально-личностного отношения к ценности «универсальное общение»; большей частью предполагается формализм при реализации деятельностных аспектов ценностно125 |
текстового компонента, подбор документов, система вопросов и заданий в учебнике Ионова И.Н. ориентирован на формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям. Данный учебник использовался в качестве базового при проведении формирующего эксперимента. Курс «Всеобщая история» в старших классах призван сформировать у учащихся представление о единстве и многообразии исторического процесса, взаимовлияния человеческих общностей, культур. Среди учебников по данному курсу наиболее используемым в массовой школе является учебное пособие В.М. Хачатуряна «История мировых цивилизаций» (М., 2002). Текстовые компоненты данного учебного пособия позволяют создать у учащихся представление о ценностных системах различных социокультурных общностей в разные исторические эпохи, о / роли семьи, труда. Однако, на наш взгляд, материал не в достаточной мере осмысливается в контексте вопроса о взаимовлиянии, преемственности культур различных цивилизаций, особенностях становления и развития культурных традиций, отношения к ним в различные исторические эпохи. Комплекс вопросов и заданий в большей степени ориентирован на репродуктивное воспроизведение информации, на формирование констатирующих оценок. Менее 1% вопросов и заданий ориентированно на выработку эмоционально —оценочного отношения к изучаемым явлениям. Наряду с историческим, составляющей школьного гуманитарного образования является обществоведческое. Курс обществознания предполагает возможность более обобщенного рассмотрения проблемы применительно, прежде всего, к современному этапу развития цивилизации. В рамках данного курса рассматриваются понятия ценности и неценности, традиций и новаций, этических норм и морали. Данный курс способствует пониманию и осмыслению современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. В Х-Х1 классах данный курс может быть представлен в виде модульных курсов по обществознанию, либо в виде единого интегративного курса («Введение в обществознание», «Человек и общество» и т.п.). Наиболее используемым в массовой школе является учебное пособие по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой (М.,2003). В учебном пособии особое место отводится характеристике основных ценностей современного общества, содержится информация об обществе как динамичной системе; развитии культуры, межкультурных отношений; соотношении традиций и новаций в различных сферах жизни общества. Данное учебное пособие позволяет обобщить и осмыслить фактологический и теоретический материал других учебных курсов. Актуальность рассматриваемых проблем порождает ощущение сопричастности с ними. В целом текстовые компоненты, комплекс вопросов и заданий ориентированы на осознание общечеловеческой и личностной значимости культурных традиций, формирование личностного отношения к ним. Таким образом, анализ нормативных документов, учебников и учебных пособий позволяет сделать следующие выводы: нормативные документы предусматривают формирование у школьников ценностного отношения к культурным традициям в числе иных ценностных отношений. Однако отсутствует четкая конкретизация соответствующих задач по решению данной проблемы применительно к каждому гуманитарному курсу; в федеральных учебниках и учебных пособиях содержится материал позволяющий определить сущность ценности «культурные традиции» и выработать личностное отношение к ней. При этом следует отметить недостаточную системность, полноту раскрытия его ценностных аспектов; комплексы заданий, представленные в учебниках и учебных пособиях в большей степени ориентированны на констатирующие оценки; меньше внимания уделяется становлению эмоционально-оценочного отношения; поиску, осознанию и принятию личностного смысла ценности культурные традиции; а также заданиям, ориентированным на формирование обозначенных выше учебных умений (см. 1.2); реализация деятельностных аспектов данного отношения предполагает определенную степень формализма. Мало времени уделяется рефлексивной и прогностической формам активности школьников. Следующим направлением проведения констатирующего эксперимента являлось |