Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 150]

ной картины мира находится Бог.
Во втором случае учащимся необходимо проследить, как меняется отношение к человеку как к ценности.
Особое внимание обращается на диалог культуры эпохи Возрождения с эпохой античности.
При изучении темы «Цивилизации средневековья» учащиеся работали со следующим текстом: «Тацит описал поселения древних германцев, которые «совсем не живут в городах», а «селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, где кому приглянется какой-нибудь ручей, или поляна, или лес.
Деревни они устраивают не по-нашему в виде соединенных и примыкающих друг к другу строений, но каждый окружает свой дом определенным пространством или для предохранения от пожара, или же по неумению строить».
Были предложены вопросы: Как вы считаете, прав ли Тацит, объясняя особенности германских поселков желанием предохраниться от пожара или неумением строить?».
При ответе учащиеся приходят к выводу, что подобное устройство селений у древних германцев обусловлено особым отношением к пространству.
Отдельное место в системе аспектных ценностных проблем отведено заданиям, направленным на формирование представлений старшеклассников о том, что есть ценность.
Большая часть этих задач ориентирована на содержание программного материала (конкретных тем) курса
«Обществознание».
Старшеклассникам на уроке для обсуждения были предложены вопросы: «Что такое ценность? Какие характеристики человека, общества являются ценными для людей? Что является критерием ценности? Что такое добро и зло? Есть ли предел у добра?» Данные проблемы являются очень сложными и не имеют однозначного решения.
Они были предложены старшеклассникам как основа для размышления, акцентирования их внимания на данных вопросах.
Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь школьникам связать понятия ценности и добра, подвести их к самому общему пониманию добра как отсутствия зла.
Приведем примеры ответов учащихся: Светлана 3.: «Ценность
это то, что является важным, значимым для человека, общества.
Люди считают ценным то, что приносит им благо, помогает жить и общаться, понимать друг друга...».
Анна У.: «На мой взгляд, добро это возможность приносить людям счастье, радость, совершать хорошие поступки.
А если человек
150
[стр. 119]

денежных единицах.
Как Вы думаете, о чем свидетельствует этот факт? В чем его значение?» Отвечая на поставленный в задаче вопрос, старшеклассники отмечали, что опыт древнеримской цивилизации нашел свое отражение в европейской цивилизации и в этом его значение для Европы, которая могла воспользоваться им как основой для своего развития.
Например, решая данную задачу, Максим Л.
отвечал, «Франкское государство образовалось на территории бывшей Западной римской империи и варвары при образовании своего государства смогли воспользоваться опытом более развитой цивилизации, что помогло им стать одним из передовых государств Европы...» Роль учителя в раскрытии вопросов, связанных с взаимодействием людей, заключалась в том, чтобы помочь ученику увидеть положительные аспекты взаимодействия.
При этом важно исходить из того, что практически любое взаимодействие имеет такие аспекты.
Так, например, завершая изучение темы «Русь и Орда» в курсе «История России», старшеклассникам было предложено определить как отрицательные, так и положительные последствия татаромонгольского нашествия.
Отдельное место в системе аспектных ценностно смысловых задач ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям было отведено задачам, направленным на формирование представлений старшеклассников о том, что есть ценность.
Большая часть этих задач ориентирована на содержание программного материала (конкретных тем) курса
«Человек и общество».
Старшеклассникам для обсуждения были предложены вопросы: «Что такое ценность? Какие характеристики человека, общества являются ценными для людей? Что является критерием ценности? Что такое добро и зло? Есть ли предел у добра?» Данные проблемы являются очень сложными и не имеют однозначного решения.
Они были предложены старшеклассникам как основа для размышления, акцентирования их внимания на данных вопросах.
Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь школьникам связать понятия ценности и добра, подвести их к самому общему пониманию добра как отсутствия зла.
Приведем примеры ответов учащихся: Светлана 3.: «Ценность


[стр.,120]

это то, что является важным, значимым для человека, общества.
Люди считают ценным то, что приносит им благо, помогает жить и общаться, понимать друг друга...».
Анна У.: «На мой взгляд, добро это возможность приносить людям счастье, радость, совершать хорошие поступки.
А если человек
стремится принести несчастья другим людям, то он творит зло.
Чем больше доброго делает человек, тем меньше остается зла ».
Кроме обозначенных выше задач отдельное место в рамках ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям было отведено аспектным ценностно —смысловым задачам, направленным на формирование у старшеклассников представления о культурных традициях основанных на ценностях труда, семьи, добра и красоты как важных факторах сосуществования, развития и взаимообогащения всего общества и отдельного человека.
Эти задачи ориентированны не напрямую на решение обозначенной аспектной ценностной проблемы.
Использование данных задач обусловлено целями всего процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям.
Примером познавательной задачи указанного типа является следующая (из курса «История России»): «В Новгородском Софийском соборе до сих пор показывают посетителям два высоких чеканных кубка, удивительно похожих друг на друга.
Оба кубка с красивыми гнутыми ручками, украшенными изображениями цветков.
На гранях сосудов фигуры святых.
На днищах надписи: «Братила делал», «Коста делал».
Ученые доказали, что первый кубок сделан в конце XIначале XII века, а второй в конце ХП-начале XIII века.
Оба кубка настоящее произведение искусства».
Подумайте: почему Коста так точно скопировал сосуд Братилы? (ведь хороший мастер не любил повторять даже свои изделия).
Какой вывод можно сделать об уровне развития ремесла в древнем Новгороде? Какие выводы можно сделать из того, что мастера подписывали свои изделия? В чем значение этого исторического факта для современного общества, для всех нас? Приведем пример ответа.
Александр Б.: «Не смотря на то, что от изготовления одного кубка до другого прошел век Коста сделал точно такой кубок, как и Братила.
Это говорит о

[Back]