Значение данных заданий в том, чтобы дать возможность старшекласснику осознать тесную связь, единство социального и личностного в действительности и показать, что проблемы универсального общения не могут не касаться каждого отдельного человека, они всегда конкретны по отношению к человеку. Роль учителя заключалась именно в том, чтобы подвести учащихся к осознанию этой мысли. Приведем отрывок из сочинения Евгения Б., свидетельствующий об осознании школьником личностной значимости ценности «универсальное общение»: «История свидетельствует, что самое лучшее в культуре возникало на основе накопленного человечеством опыта, который передавался из поколения в поколение. Благодаря ему возводились прекрасные соборы, изготавливались великолепные украшения, орудия труда. Этот опыт передавался от поколения к поколению, от человека к человеку с помощью общения. Без общения с другими культурами во времени и пространстве не удалось бы создавать новые произведения искусства, люди не понимали бы друг друга. Поэтому каждый из нас должен понимать, что общение, в том числе общение во времени и пространстве помогает понять многие происходящие процессы, найти свое место в мире. Кроме того, необходимо владеть особыми умениями, чтобы общаться с представителями разных культур во времени и пространстве». Заключительный урок эвристического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры был представлен интегративным уроком по проблеме социальной и личностной значимости ценности «универсальное общение» по теме « Универсальное общение в жизни человека и общества». (Интеграция в рамках учебных курсов «История России», «Обществозиание», «Мировая художественная культура»). В рамках данного урока учащимся было предложено еще раз ответить на вопросы: Что такое общение во времени и пространстве? В каких сферах общественной жизни общение имеет наибольшее значение? Каковы последствия пренебрежения традициями для человека, общества, человечества в целом? Предлагалось также проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из истории. 158 |
У мастеров создавших собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, и у создателей Кремлевских башен есть чему поучиться всем архитекторам мира». Чему, по вашему мнению, можно поучиться у русских мастеров нашим современникам, каждому из нас? Почему нельзя создавать новое, не опираясь на опыт поколений? Как Вы относитесь к словам зодчего? Значение данных задач в том, чтобы дать возможность старшекласснику осознать тесную связь, единство социального и личностного в действительности и показать, что культурные традиции не могут не касаться каждого отдельного человека, они всегда конкретны по отношению к человеку. Роль учителя заключалась именно в том, чтобы подвести учащихся к осознанию этой мысли. На заключительном этапе урока учащимся были предложены вопросы для дискуссии: «В каких идеях проявились культурные традиции в эпоху Петра? Есть ли необходимость их использования сегодня? Если да, то почему, зачем, для кого? В конце урока старшеклассникам было предложено написать сочинениеразмышление на тему: «Опыт поколений мой опыт». Приведем отрывок из сочинения Евгения Б., свидетельствующий об осознании школьником личностной и социальной значимости ценности «культурные традиции»: «История свидетельствует, что самое лучшее в культуре, возникало на основе накопленного человечеством опыта, который передавался из поколения в поколение. Благодаря ему возводились прекрасные соборы, изготавливались великолепные украшения, орудия труда. Этот опыт передавался не просто от поколения к поколению, а от человека к человеку. Поэтому, чтобы сохранить все лучшее, что в нашей культуре каждый из нас, и я в том числе, должен принимать этот опыт и передавать его своим потомкам». В рамках интегративного блока был проведен заключительный интегративный урок по проблеме социальной и личностной значимости ценности культурные традиции по теме «Культурные традиции в жизни человека и общества». (Интеграция в рамках учебных курсов «История России», «Человек и общество»). В рамках данного урока учащимся было предложено еще раз ответить на вопросы, что такое культурные традиции, в каких сферах общественной жизни культурные традиции имеют наибольшее значение, каковы последствия отрицания культурных традиций для человека, общества, человечества в целом. Предлагалось также проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из истории. Наряду с этими вопросами школьникам были даны следующие: «Что есть культурные традиции ддя Вас? Что значит относиться к культурным традициям как ценности? Почему отношение к культурным традициям как ценности необходимое условие существования, развития, человечества, общества, конкретного человека, в том числе Вас? Можете ли вы привести примеры из собственной жизни, иллюстрирующее проявление Вашего отношения к культурным традициям (как ценности или неценности)? Какие это имело последствия? Как Вы полагаете, как на Вашем поведении, поступках должно отражаться отношение к культурным традициям как ценности (возможно на межличностном уровне, в оценке людей, общественных, культурных, политических явлений и т.д.)?» Отметим, что в ходе данного урока неоднократно звучали ответы, свидетельствующие об осознании учащимися социальной и личностной значимости ценности «культурные традиции», понимании данного ценностного феномена. Например, Наталья Л.: «Отрицание культурных традиций приводит к тому, что человек становится «Иваном родства не помнящим», забывает свои корни, своих предков, те ценности, которыми они дорожили. Это может привести не только к нравственной гибели одного человека, но и человечества».Татьяна К.: «Мне кажется относиться к культурным традициям как ценности это уважать труд человека, заботиться о каждом члене своей семьи, стремиться делать добро для людей». Реализацией цели третьего рефлексивно-прогностического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение высокого уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной принятие личностного смысла ценности «культурные традиции», «встраивание», интеграцию ценностного отношения к культурным традициям в |