Наряду с этими вопросами школьникам были даны следующие: «Что есть общение во времени и пространстве для Вас? Что значит относиться к универсальному общению как ценности? Почему отношение к универсальному общению как ценности необходимое условие существования, развития, человечества, общества, конкретного человека, в том числе Вас? Можете ли вы привести примеры из собственной жизни, иллюстрирующее проявление Вашего отношения к универсальному общению (как ценности или неценности)? Какие это имело последствия? Как Вы полагаете, как на Вашем поведении, поступках должно отражаться отношение к универсальному общению как ценности (возможно на межличностном уровне, в оценке людей, общественных, культурных, политических явлений и т.д.)?» Отметим, что в ходе данного урока неоднократно звучали ответы, свидетельствующие об осознании учащимися личностной значимости ценности «универсальное общение», понимании данного ценностного феномена. Например, Наталья Л.: «Пренебрежение общением приводит к тому, что человек остается один. Общение во времени и пространстве дает возможность понять, почему твои предки поступали так, или иначе, проследить преемственные связи в развитии культуры.». Татьяна К.: «Мне кажется относиться к универсальному общению как ценности это уважать каждого человека, в какие бы времена он ни жил, уважать его взгляды, стремиться узнать его систему ценностей». Реализацией цели третьего рефлексивно-прогностического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры являлось достижение высокого уровня сформированности (предметнопрактического) ценностно-коммуникативной культуры. Данный уровень предполагал решение задачи направленной на принятие личностного смысла ценности «универсальное общение», «встраивание», интеграцию ее в систему отношений старшеклассника с миром. Решение данной задачи связано с разрешением аспектной ценностной проблемы «Общение представителей различных культур во времени и пространстве» на третьем уровне сложности. Проблема должна восприниматься как противоре159 |
несколько примеров. Артем М..: «Традиции в истории Российской цивилизации являлись теми ценностями, на которых основывалось само существование цивилизации. При этом традиции воплощались в непосредственной деятельности каждого человека, его отношении к миру, соседям, семье. Они связывали его с предками, делали возможным передать свои знания потомкам ». Жанна К.: «Преемственность в культурной жизни, политике, экономике является насущной необходимостью для человека и человечества в целом. Ведь не зря мастер Коста из Новгорода скопировал кубок другого мастера Братилы, показав тем самым не только высокий уровень развития ремесленного мастерства более позднего периода, но и продемонстрировал знание традиций исполнения, уважение к труду своего предшественника. Мы и сейчас восхищаемся их трудом, уважаем его». Реализацией цели второго эвристического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение среднего уровня сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной на «открытие» школьником личностного смысла ценности «культурные традиции», то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и общественной значимости ценности «культурные традиции» на основе осознания невозможности существования и развития человека, общества, человечества в целом вне данного ценностного контекста. Решение данной задачи процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям было связано с разрешением аспектной ценностной проблемы второго уровня сложности следующего содержания: «Могут ли люди существовать без культурных традиций?» В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом ее отдельные аспекты: «Что такое культурные традиции?», «В каких сферах жизни общества культурные традиции имеют наибольшее значение?» Аспектная ценностная проблема второго этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям реализовалась через систему культурные традиции имеют наибольшее значение, каковы последствия отрицания культурных традиций для человека, общества, человечества в целом. Предлагалось также проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из истории. Наряду с этими вопросами школьникам были даны следующие: «Что есть культурные традиции ддя Вас? Что значит относиться к культурным традициям как ценности? Почему отношение к культурным традициям как ценности необходимое условие существования, развития, человечества, общества, конкретного человека, в том числе Вас? Можете ли вы привести примеры из собственной жизни, иллюстрирующее проявление Вашего отношения к культурным традициям (как ценности или неценности)? Какие это имело последствия? Как Вы полагаете, как на Вашем поведении, поступках должно отражаться отношение к культурным традициям как ценности (возможно на межличностном уровне, в оценке людей, общественных, культурных, политических явлений и т.д.)?» Отметим, что в ходе данного урока неоднократно звучали ответы, свидетельствующие об осознании учащимися социальной и личностной значимости ценности «культурные традиции», понимании данного ценностного феномена. Например, Наталья Л.: «Отрицание культурных традиций приводит к тому, что человек становится «Иваном родства не помнящим», забывает свои корни, своих предков, те ценности, которыми они дорожили. Это может привести не только к нравственной гибели одного человека, но и человечества».Татьяна К.: «Мне кажется относиться к культурным традициям как ценности это уважать труд человека, заботиться о каждом члене своей семьи, стремиться делать добро для людей». Реализацией цели третьего рефлексивно-прогностического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение высокого уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной принятие личностного смысла ценности «культурные традиции», «встраивание», интеграцию ценностного отношения к культурным традициям в |