какие-то общие ценности у людей ХУШв. и людей XX в.?». В заключении игры делается вывод о наличии общих ценностей (Человек, Отечество, Мир, Традиции, Новации, Труд). Однако способы выражения отношения к этим ценностям в различные эпохи были не одинаковыми. Для решения аспектной ценностной проблемы при изучении темы: «Русская культура в XX в.» использовались материалы из семейной истории. Ученикам было дано опережающее задание, данные материалы они собирали целенаправленно в течение длительного времени, беседуя со своими родственниками, изучая семейные архивы. Исследовательская деятельность учеников программировалась учителем. Они получили памятку с указанием цели и задач их исследования. В ходе работы старшеклассникам необходимо было выполнить следующие задания: составить генеалогическое дерево, определить в какую эпоху жили предки, узнать, какие реликвии (письма, произведения искусства) хранятся в семье, подумать, о каких ценностных ориентирах предков они свидетельствуют, ответить на вопрос: в чем эти ценностные ориентиры проявлялись? Необходимо учитывать, что данный урок не является подобием вечера воспоминаний или попыткой предоставить ученикам «самим писать историю» (как это предлагает Ю.Л. Троицкий). В контексте целевых установок процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры материал из семейных историй предоставляет возможность ярко, наглядно и эмоционально насыщено представить позиции исторических субъектов, чьи действия уже не абстрактно опосредованно, но напрямую повлияли на судьбу старшеклассников. Учитель анализировал материалы, собранные учениками с тем, чтобы предугадать возможные «маршруты» движения проблемной ценностно смысловой педагогической ситуации и провести параллели между судьбами родственников старшеклассников и миллионами других, так похожих на них людей, живших в это же время. В начале занятия учитель ставил задачу. «Сейчас вы будете делиться друг с другом результатами своей исследовательской работы. Перед вами пройдут судьбы ваших родственников. Вы поймете, какими разными они были, и 161 |
систему отношений старшеклассника с миром. Решение данной задачи формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям связано с разрешением аспектной ценностной проблемы третьего уровня сложности. Проблема должна восприниматься как противоречие противостоящее не абстрактному человеку, а конкретно каждому, в первую очередь тебе и мне. Содержание проблемы: «Возможно ли развитие общества без сохранения культурных традиций?». В контексте данной проблемы рассматривались наряду с проблемой в целом ее отдельные аспекты, а также обсуждались вопросы, связанные с оценкой различных явлений истории и современности. Опорными темами данного этапа являлись следующие: «Революционный кризис в России в начале XX в.», «Тоталитарный режим в СССР», «Крах советской системы», «Постсоветская Россия» в курсе «История Отечества»; «Мировые войны» в курсе «Всеобщая история»; «Духовные ценности современной цивилизации» в курсе «Человек и общество». Аспектная ценностная проблема третьего уровня сложности процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям представлена системой аспектных ценностно смысловых задач третьего типа. Решение аспектных ценностно смысловых задач предполагало использование эвристической и обобщающей беседы, проблемного изложения, имитации жизненных ситуаций. В рамках содержательного блока к каждой из указанных тем была разработана система аспектных ценностно смысловых задач, отражающих содержание отдельных аспектов аспектной ценностной проблемы и проблемы 'в целом применительно к конкретным социокультурным явлениям. Для решения аспектной ценностной проблемы при изучении темы: «Тоталитарный режим в СССР» использовались материалы из семейной истории. Ученикам было дано опережающее задание, данные материалы они собирали целенаправленно в течение длительного времени, беседуя со своими пожилыми родственниками, изучая семейные архивы. Исследовательская деятельность учеников была программирована учителем. Они получили памятку с указанием цели и задач их исследования. В ходе работы старшеклассникам необходимо было выяснить следующее. 1.место жительство родственников в период 1920-1930 х годов. 2. место их работы, должность, партийная принадлежность. 3. Были ли в семье свои традиции, реликвии (значимые для семьи вещи), которые передавались из поколения в поколение. 4. как отразилась новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация на судьбе семьи, отношениях между поколениями, старшими и младшими. 5. Затронули ли репрессии 1930-х годов кого-либо из родственников. 6. Как сложилась судьба семьи после 1930-х годов ( в годы Великой отечественной войны, в период восстановления Советского Союза, Постсоветский период). Сохранились ли традиции, реликвии семьи, какова их судьба. Как это отразилось на взаимоотношениях в семье. Имеет ли это значение для Вас. Необходимо учитывать, что данный урок не является подобием вечера воспоминаний или попыткой предоставить ученикам «самим писать историю» (как это предлагает Ю.Л. Троицкий). В контексте целевых установок процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям материал из семейных историй предоставляет возможность ярко, наглядно и эмоционально насыщено представить позиции исторических субъектов, чьи действия уже не абстрактно опосредованно, но напрямую повлияли на судьбу старшеклассников. Учитель анализировал материалы, собранные учениками с тем, чтобы предугадать возможные «маршруты» движения проблемной ценностно значимой педагогической ситуации и провести параллели между судьбами родственников старшеклассников и миллионами других, так похожих на них людей, живших в 1920-1930-е годы. В начале занятия учитель ставил задачу. «Сейчас вы будете делиться друг с другом результатами своей исследовательской работы. Перед вами пройдут судьбы ваших родственников, живших в 1920-1930-ые гг., вы поймете, какими разными они были, и как в тоже время они похожи. Какая общая проблема, |