так как каждая культура по-своему уникальна, неповторима», «Я хочу общаться с людьми разных культур, так как многообразие культур для меня увлекательная возможность познания мира, других людей, себя», «Радует, что я и многие другие люди знают об этих проблемах, пытаются их преодолеть, тревожит то, что это касается не всех и не всегда». Высокий уровень сформированности эмоциональномотивационного компонента ценностно-коммуникативной культуры был выявлен в ответах 3,8% старшеклассников экспериментальных классов и 2,6% контрольных. Пример ответа этой группы школьников: «Меня очень тревожит, что не все понимают как важно общение в целом, и общение с людьми разных культур в частности. Универсальное общение дает возможность больше узнать об окружающем мире, понять происходящие сегодня процессы и явления. Без многообразия культур жить было бы неинтересно, даже невозможно. Надо с уважением относиться к различным культурам, как развивающимся сегодня, так и существовавшим в прошлом». Поуровневое распределение старшеклассников в зависимости от степени сформированности эмоционально-мотивационного компонента ценностнокоммуникативной культуры представлено в таблице 13. Таблица 13 Распределение старшеклассников по уровням сформированности эмоциональномотивационного компонента ценностно-коммуникативной культуры после ценностно-поискового этапа эксперимента Участники эксперимента Уровни сформированности ценностно-коммуникативной культуры Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 46 (59%) 21 (27%) 8(10,2%) 3 (3,8%) Контрольные классы 49 (63,6%) 19 (24,7%) . . 7(9,1%) 2 (2,6%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностно-коммуникативной культуры после ценностно-поискового этапа эксперимента исследовалось нами на 170 |
Проведенный анализ работ показал следующее: Общее недифференцированное отношение к ценности культурные традиции характерно для 80,8% учащихся экспериментальных и 83,6% контрольных классов (низкий уровень сформированное™). Типичные ответы: «Меня многое привлекает в культурной * преемственности», «Меня' тревожат все из этих проблем», «Меня тревожит и радует то, что и всех». Дифференцированное отношение к 1-2 группам объектов, раскрывающих признаки ценности «культурные традиции» (средний уровень сформированное™) характерно для 11,8% учащихся экспериментальных и 11,9% контрольных классов (средний уровень сформированное™). Приведем примеры ответов учащихся этой группы: «Культурная преемственность дает возможность, узнать особенности различных эпох, найти в них отражение сегодняшнего дня», «Культурная преемственность для меня увлекательная возможность познания мира, других людей, себя», «Радует, что я и многие другие люди знают об этих проблемах, пытаются их преодолеть, тревожит то, что это касается не всех и не всегда». Высокий уровень сформированное™ эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям был выявлен в ответах 7,4% старшеклассников экспериментальных классов и 4,7% контрольных. Пример ответа этой группы школьников: «Меня очень тревожит, что не все понимают, как важна культурная преемственность. Без культурной 11преемственности личность теряет жизненные ориентиры, становится человеком без прошлого, настоящего и будущего. Жить только настоящим это тупик цивилизации. Надо уважать культурную преемственность». Поуровневое распределение старшеклассников в зависимости от особенностей эмоционально-оценочного отношения к ценное™ «культурные традиции» представлено в таблице 12. * 138 Таблица 12. Распределение старшеклассников по уровням сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям после ориентационного этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 55 (80,8%) 8(11,8%) 5 (7,4%) Контрольные классы 56 (83,6%) 8(11,9%) 3(4,7%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после ориентационного этапа эксперимента исследовалось нами на основе анализа выше обозначенного сочинения. 85,3% учащихся экспериментальных и 86,6% контрольных классов были отнесены нами к низкому уровню сформированности личностно-смыслового компонента. Отвечая на вопросы сочинения, школьники этой группы, как правило, отмечали значимость в современном мире культурной преемственности, передачи опыта, ценности труда, семьи, добра и красоты, однако не могли последовательно, полно объяснить свое мнение. Большинство выбранных суждений отражали наличие личностного смысла ценности «культурные традиции». Примеры ответов этой группы учащихся: «Да культурная преемственность необходима в современном мире, так как она помогает передать накопленный опыт каждому человеку», «Общаясь, друг с другом люди передают накопленный ими опыт и это важно сегодня, потому что это помогает человеку в жизни». 10,3% школьников экспериментальных классов и 10,4% контрольных были отнесены нами к среднему уровню сформированности личностного компонента. Так же как и в предыдущем уровне, большинство выбранных суждений учащихся отражали наличие личностного смысла ценности «культурные традиции». Однако ответы к вопросам сочинения характеризовались в отличие от предыдущего уровня, обоснованностью мнения: «Да люди стремятся сохранять и передавать Изменились показатели сформированное™ эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям. Увеличилось число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня на 7,3%, высокого на 1,4%, уменьшилось с низким (на 8,7%) уровнем. В контрольных классах число школьников со средним уровнем увеличилось на 3,0%, с высоким — на 1,3%, с низким на 4,5%. Например, ответ Яны Л. свидетельствует о среднем уровне сформированности эмоционально оценочного компонента: «Культурные традиции играли важную роль в истории развития общества. Они помогали понять мысли и чувства другого человека, сохранить ценности, идеалы своей культуры»; высоким уровнем сформированности характеризуется ответ Миши Я.: «Благодаря культурным традициям мы можем понять что чувствовал ремесленник рассматривая созданные им изделия, какие мысли и чувства обуревали зодчего закончившего строительство собора, что испытывал отец узнав о рождении сына. Зная, как думали и чувствовали наши предки можно понять, что чувствуют наши современники». Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от особенностей сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям представлено в таблице 16. Таблица 16. Распределение старшеклассников по уровням сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 49(72,1%) 13(19,1%) 6 (8,8%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после второго этапа эксперимента исследовалось нами на |