людьми»; «Очень важно для сохранения многообразия культур, развития цивилизации, каждого отдельного человека с пониманием относиться друг к другу, уважать друг друга... Хотя надо отличать то, что недозволительно и недопустимо». Таблица 14 Распределение старшеклассников по уровням сформированности личностносмыслового компонента ценностно-коммуникативной культуры после ценностно-поискового этапа эксперимент Участники эксперимента Уровни сформированности ценностно-коммуникативной культуры Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 46 (59%) 21 (27%) 8(10,2%) 3 (3,8%) Контрольные классы 49 (63,6%) 19(24,7%) 7(9,1%) 2 (2,6%) Первая срезовая работа включала, помимо сочинения, работу с текстом культуры, позволяющую проследить развитие деятельностно-прогностического компонента ценностно-коммуникативной культуры. Как и в ходе констатирующего эксперимента уровень сформированности деятельностно-прогностического компонента ценностно-коммуникативной культуры определялся по степени сформированности ценностно-коммуникативных умений. Старшеклассникам предлагался текст: Платон. Законы, VII. 807-808 б, е. «Для всех свободнорожденных надо установить распорядок на все время дня. ... Если хозяйка дома заставляет служанок будить себя, а не сама будит всех остальных, то раб, рабыня, слуга и ... весь дом целиком должен говорить между собой об этом как о чем-то позорном. Всем надо пробуждаться ночью и заниматься множеством государственных и домашних дел правителям в государстве, хозяевам и хозяйкам в собственных домах. Долгий сон по самой природе не подходит ни нашему телу, ни нишей душе». 173 |
основе анализа сочинения. Анализ ответов школьников показал, что увеличилось число старшеклассников экспериментальных классов, достигших среднего уровня сформированности личностно-смыслового компонента на 7,3% например, «для меня культурные традиции служат примером того, что является ценным и значимым в жизни. Ведь то, что ценилось нашими прадедами, остается ценным и значимым и сейчас», высокого на 3,0% «каждому из нас предоставляется возможность выбрать свою дорогу в жизни, и от того, какие ориентиры мы выберем на этом пути, зависит судьба каждого отдельного человека и общества в целом. Культурные традиции служат такими ориентирами, они делают нашу жизнь осмысленной, сохраняют и передают духовные ценности». Однако оставались и те, кто находился на низком уровне, хотя их число уменьшилось на 10,3%. В контрольных классах показатели, по сравнению с предыдущим срезом, изменились незначительно: число учащихся со средним уровнем увеличилось на 1,5%, с низким уровнем уменьшилось на 1,5%. Таблица 17. Распределение старшеклассников по уровням сформированности личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после второго этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Эксперимент&тьные классы 51 (75%) 12 (17,6%) 5 (7,4%) Контрольные классы 57 (85,1%) 8(11,9%) 2 (3,0%) Для выявления сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям школьникам была предложена учебная задача: «Советский поэт В. Шефнер писал: «И сказала Память: Я могу все забыть, но нищим станешь ты. Я твои богатства берегу, я тебя храню от слепоты». Объясните, как Вы понимаете строки стихотворения. Какое отношение оно имеет к сегодняшнему дню, к каждому из нас? Как соотносятся данные строки и идеи следующие: на 1,5% увеличилось число школьников с высоким уровнем, на 1,5% со средним, уменьшилось на 3% с низким. Таблица 21. Распределение старшеклассников по уровням сформированности личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после третьего этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 27 (39,7%) 49 (72,1%) 13 (19,1%) 6 (8,8%) Контрольные классы 37 (55,2%) 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3 (4,5%) Для исследования развития деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям школьникам была предложена учебная задача: «Проанализируйте приведенные высказывания Н. Бухарина и В. Шульгина. «В буржуазном обществе... родители говорят «Моя дочь, мой сын», это означает не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей в духе семейных традиций. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чем не основано... Ребенок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился. Обществу и принадлежит право воспитания...» (Н. Бухарин); «Мы не призваны воспитывать русского ребенка, ребенка русского’ государства, а...интернационалиста, ребенка* который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за.мировую революцию...Мы воспитываем нашего ребенка не для защиты родины, а для всемирных идеалов» (В. Шульгин). Как Вы полагаете, предполагают ли данные высказывания приоритет ценности культурных традиций в обществе? Из чего Вы сделали данный вывод? Каково Ваше отношение к данным идеям? Считаете ли Вы возможным поддержку подобных идей?». Анализ ответов учащихся показал следующее: в экспериментальных классах на |