Вопросы: 1. Охарактеризуйте эпоху, в которую жил Платон. 2. Каково его отношение к труду? 3. Как Вы считаете, является ли труд ценностью в этот исторический период? 4. Вспомните историю Рима времен Поздней Республики? Какое отношению к труду сложилось у людей в эту эпоху? 5. Какое отношение к труду ближе всего Вам? Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы о степени сформированности ценностно-коммуникативных умений у школьников и полноты реализации ими деятельностных и прогностических аспектов. Так, к начальному уровню были отнесены 60,3% учащихся экспериментальных классов и 65% контрольных, к низкому, соответственно 25,7% и 18%, к среднему 10,2% и 9,1%, к высокому 3,8% и 2,6%. Таблица 15 Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностнопрогностического компонента цетюспыо-коммуникативной культуры после ценностно-поискового этапа Участники эксперимента Уровни сформированности ценностно-коммуникативной культуры 1 Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 47 (60,3%) 20 (25,7%) 8(10,2%) 3 (3,8%) Контрольные классы 50 (65%) 18(23,3%) 7(9,1%) 1 2 (2,6%) Таким образом, первый срез показал, что у большинства учащихся контрольных и экспериментальных классов имеются представления о ценности «универсальное общение» на начальном уровне сформированности (60,3% школьников в экспериментальных классах и 65% контрольных классов). При этом наиболее успешно в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, усваивались понятия «поликультурность», «диалог культур», «ценности», «общечеловеческие ценности». Недостаточным уровнем сформированности когнитивно-оценочного 174 |
умений и полноте реализации деятельностных аспектов отношения. Содержание данной задачи было следующее: «Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное: Н. Я. Данилевский «Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников... Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышимо... Народ отрешается внутренно от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы». И. Н. Ионов «Традиция в истории-русского народа способствует постепенному развитию общих культурных оснований общественной жизни в рамках цивилизации. Среди этих оснований важную роль играют нормы поведения;... культурные ценности, помогающие людям отличить важное от неважного, доброе от злого, прекрасное от уродливого, что служит предпосылкой взаимопонимания в обществе; культурные идеалы как высший объект стремлений людей...Традиция позволяет передавать эти нормы, ценности и идеалы во времени, от поколения к поколению, обеспечивая историческую преемственность культуры, цельность образа цивилизации в истории».'Какая из позиций на Ваш взгляд отражает в большей степени культурную преемственность? Какая позиция ближе Вам? Почему? Могли бы вы включить эту позицию в число Ваших жизненных принципов? Почему? Какие выводы Вы можете сделать из данных идей?» Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы о степени сформированности учебных умений у школьников и полноты реализации ими деятельностных аспектов отношения. По полноте реализации деятельностных аспектов отношения к низкому уровню были отнесены 82,3% школьников экспериментальных классов и 83,4% контрольных, приведем пример ответа «на мой взгляд, позиция И.Н. Ионова в большей степени отражает культурную преемственность, потому что показывает значимость традиций для общества»; к среднему соответственно 11,8% и 11,9% например: «Позиция Ионова гораздо больше отражает культурную преемственность, для меня она ближе так как нормы поведения, культурные идеалы позволяют цивилизации, обществу существовать, развиваться»; к высокому — 5,9% и 4,7% например «Высказывание Ионова раскрывает культурную преемственность шире, отражая различные ее стороны. Ведь именно благодаря тем идеалам, ценностям которые заложены в традициях, человек ориентируется в окружающем мире, совершает поступки, развивает в себе определенные качества (трудолюбие, взаимоуважение, доброту). Об этом необходимо всегда помнить и стараться применять в своей жизни». Таблица 14. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после ориентационного этапа. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 56 (82,3%) 8(11,8%) 4 (5,9%^ Контрольные классы 56 (83,4%) 8(11,9%) 3 (4,7%) Таким образом, первый срез показал, что у большинства учащихся контрольных и экспериментальных классов имеются представления о культурных традициях на низком уровне сформированности (85,3% школьников в экспериментальных классах и 86,6% контрольных классов). При этом наиболее успешно в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, усваивались понятия «культурная преемственность», «культурные традиции» «ценность», «общечеловеческие ценности». Недостаточным уровнем сформированности когнитивного компонента обусловлены уровни сформированности эмоциональнооценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям. После первого этапа эксперимента по степени сформированности эмоционально-оценочного компонента большая часть учащихся как экспериментальных (80,8%), так и контрольных классов (83,6%) были отнесены к низкому уровню. У большинства старшеклассников экспериментальных (85,3%) |